nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Далекими предками татоязычных армян являются армянские военные переселенцы, которые вместе с персами в VI в. были размещены в Дербенте и Мушкуре иранским шахом для обороны северных границ. В большой степени охраной Дербентского прохода занимался Сюникский род. Поэтому арабами переселенцы названы «сиясикинами», то есть «сюникцами».
В течение VI-IX вв. происходил процесс смешения армянского и иранского населения региона. Как известно, конфессиональная принадлежность армян была ключевым анти-ассимилятивным фактором, поэтому тато-армянам удалось сохранить и этничность через христианство, и иметь высокий статус, как у ираноязычных.
С началом тюркских нашествий с XI века татоязычность также стала фактором защиты от ассимиляции. Таты-армяне сохраняли свою идентичность и в XVIII веке. После похода Зубова в Закавказье таты-армяне из Кубы, Дербента и Мушкура эмигрировали в Россию, обосновавшись в Эдиссии, Кизляре, Буденновске.
К началу XX века таты-армяне жили в Кильваре, Хачмасе и Мадрасе. При этом они сохраняли свою татоязычность, хотя и могли быть полилингвистами, зная, кроме армянского, и тюркский диалект. В этих селах к тому времени появились приходские школы и церкви, по инициативе местных же армян.
Армяно-татарская резня 1904-1906 гг. затронула и их. Жители соседних армянских сел во время погромов находили приют в Мадрасе. Также Мадраса была центром сопротивления Шемахи против закавказских татар. Наступление османской армии вынудило их временно покинуть село.
Не менее трагичная судьба постигла село Хачмас. В 1918 года там была осуществлена резня, в результате которой из выживших осталось только трое жителей. А ведь к концу XIX века в селе было 30 домов армян.
Село Кильвар оказалось в ином положении, так как его окружали мусульмане. Однако это было суннитское население, что и спасло село. При поддержке суннитских мусульман Кильвар оказался единственным армянским селом в Бакинской губернии, которое не тронули погромы со стороны шиитов-татар. Спасителем села был Гамидуллы эфенди, местный тат-суннит.
Таким образом, таты-армяне не находились вне армянства и переживали такую же судьбу, как и остальные армяне. Например, у кильварцев и мадрасинцев силен образ Андраника, хотя он никогда не был в Бакинской губернии. Но на фоне резней турок и татар он стал образом защитника как для всех армян, так и для татов-армян.
С приходом советской власти память татоязычных армян об этих событиях передавалась только устно, так как тема это была запрещена в первые годы СССР. При этом таты-армяне спокойно вступали в браки с армянами, но никогда не делали этого с тюрками. Выходившие замуж за закавказского татара тут же становились чужими для них.
Позже отношения между армянами и татами-армянами только усиливались. Кстати, у татов-армян появился миф, что они родом из индийского города Мадраса, так как его название почти идентично названию села Мадраса. Себя же они татами не называли, а свой язык называли «фарсийским».
Кильварцы же называли свой язык «тат» или «фарси». У переселившихся тат-армян судьба пошла по-другому.
В Буденновске армяне стали русифицироваться, а армяне Эдиссии говорили на тюркском, называя его «бизимча»(«наш»). В селе Карабаглы в Дагестане армяне свой язык называли «джхуда» – еврейским. Отношения между всеми этими поселениями были тесными.
Карабахское Движение 1988 года не прошло бесследно для тато-армян. Жителей Мадраса и Кильвар депортировали, ныне села пустуют и церкви ветшают. В Армении часть беженцев основала поселения Дпреванк и Нор-Мадрас. Остальные же отправились в Дагестан и на Кавказ, к другим татам-армянам. Причем не без проблем, так как местные армяне далеко не с распростертыми объятьями встретили беженцев, считая их за «чужих».
Хотя во многом их этническая идентификация на высоком уровне. Выходцы из Кильвара так и не женятся на представителях другой нации, а также часто посещают церковь. Армяне Эдиссии даже придумали легенду, что они родом из Эдессы (Урфы), откуда родом Абгар V, дабы сильнее приобщить себя к армянскому наследию. Причем когда в селе хотели поселиться турки-месхетинцы, то армяне города отказали им как близкому к туркам народу. Так что таты-армяне еще сохраняют и будут сохранять свою идентичность.
Материалы подготовил
Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *