Центром истории спасения человечества стало событие, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии, как человек. Это был Иисус Христос – Спаситель. Само имя Иисус означает – Господь даст спасение.
Христос пришел в мир ради нашего спасения. Ветхозаветные пророки предсказывали приход в мир Мессии (Спасителя) – Иисуса Христа, люди столетиями ждали Его, и Он пришел!
Христос в своем приходе в мир осуществил пророчество о вмешательстве Бога в историю. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». [Ин.3:19]. И Он пришел именно для того, чтобы вывести род человеческий из этого зла.
Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже его учениками в Евангелия, в которых Он сообщил людям все, что необходимо для спасения, затем был схвачен по зависти, принял самые унизительные и жестокие муки, был осужден на смерть и распят на кресте. Он предал Себя на эти страдания, в которых проявилась Его Великая Любовь к падшему человеческому роду.
Христос был распят за каждого из нас, истинный Праведник, единственный безгрешный на земле, был пригвожден ко кресту руками грешников. Но Христос победил смерть — воскреснув на третий день после Своего распятия. Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Сломив врата смерти, Христос показал путь к жизни вечной. Это было настолько потрясающим событием и неожиданным после ужаса распятия и смерти Учителя, что даже ученики Христа не верили в Его воскресение, пока каждый из них сам не увидел Воскресшего.
Почти все апостолы погибли мученической смертью, но не отказались от своего свидетельства о Воскресении Иисуса Христа.
Через сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (От Матфея 16:18).
О праздновании Рождества в христианском мире
До V века все Церкви — Рождество и Богоявление (Крещение) справляли по канону Св. Иакова брата Господня и Апостолов — 6 января.
В середине V века Византия и Рим переносят Рождество на 25 декабря, а Богоявление остается 6 января.
В Европе существовал языческий праздник — поклонение солнцу 25 декабря, и сопровождался маскарадом. Церковь не могла бороться с этим языческим обычаем, который уже вжился и в христианский быт. Поэтому Церковь переносит Рождество на 25 декабря, чтобы вытеснить из сознания людей этот языческий праздник. И это приняли все Церкви.
Итак, те Церкви, которые используют новый календарь, Рождество справляют 25 декабря, а Богоявление 6 января, а те, которые используют старый календарь (в их числе и Русская Православная Церковь), Рождество справляют (25.12. + 13 дней) 7 января, а Богоявление (6.01. + 13 дней) 19 января.
Армянская Апостольская Церковь осталась верной древним традициям и апостольскому преданию — 6 января.
Праздник Рождества Христова в Армянских Храмах отмечают уже вечером 5 января. В Церкви служится Рождественская литургия с зажженными лампадами. Зажженная лампада символизирует Вифлеемскую звезду, которая указала волхвам дорогу к пещере, где лежал Иисус, завернутый в пеленки. 6 января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, святым крестом и священным миром. После освящения воду раздают присутствующим. 7 января в Армянской Церкви служится литургия поминовения усопших (Мерелоц), совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших.
Приветствие на Рождество Христово в ААЦ:
— Քրիստոս Ծնվավ և Հայտնվեցավ, Ձեզ և Մեզ Մեծ Ավետիս:
— Օրհնեալ է յայտնութիւնն Քրիստոսի:
— Кристос цнвав ев hайтнецав.
— Орhнеал э hайтнутюнн Кристоси.
— Христос родился и явился.
— Благословенно явление Христово.