nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В сентябре 2014 года исполняется 120 лет с момента установления памятника императрице Екатерине Великой в Нахичевани. Он был установлен в сентябре 1894 года на том самом месте, где сейчас стоит памятник Карлу Марксу.
Нахичеванской-на-Дону армянской общине не удалось убедить общественность в целесообразности восстановления памятника императрице и переносе изваяния Карла Маркса в другое достойное место. Читатели «Вечернего Ростова» знают, что я долгие годы поднимал вопрос о необходимости восстановления памятника императрице в центре Нахичевани. Последнее время многие мои друзья, в том числе армяне, говорят мне, что я должен отказаться от этой идеи. Мол, зачем тебе это надо? Это российская императрица, а не армянская царица! Не морочь себе голову и не наживай неприятностей.
В самом деле, переселение армян на Дон из Крыма в 1779 году было крайне тяжелым. Много армян погибло во время него. Мой род начинается с того, что двух мальчиков-сирот привезли на Дон, в будущую Нахичевань. Их родители погибли во время переселения. Зимовали в суровых условиях. Многие армяне не пережили зиму 1779–1780 годов.
Вот скажите, зачем мне, потомку тех армян, которые пережили тяготы переселения, нужен памятник Екатерине Великой? Я пытался много раз ответить на этот вопрос на страницах «Вечернего Ростова». Еще раз попробую это сделать. И дело тут не только в том, что Екатерина Великая основала Нахичевань, и не только в том, что она подарила армянам большие льготы, о которых я тоже много раз писал. Я решил сейчас на этот вопрос ответить строками Мариэтты Шагинян. Напомню, что Мариэтта Шагинян – известная советская писательница, убежденная коммунистка, соратница Ленина, нахичеванка по происхождению. Вот что она писала в своих воспоминаниях: «… Что же такое колония в самом теле чужого государства, как вкрапленный в тело инородный предмет? Что это такое, когда не могучее государство колонизирует где-то за морями-океанами чужие материки, населенные чужими народами и создает политико-экономическое явление, именуемое «колониализмом», – а наоборот, маленькая группа иноплеменных «колонизирует» кусочки земли в огромном теле могучего государства, обживая эти кусочки там и сям, по местам территории, коллективно застраивая и культивируя их… Оказывается, разница тут огромная, могучие государства, колонизируя страны, используют их отсталость. Но те же государства, приглашая к себе селиться группы иноземцев, используют их культурные навыки, их умение. В первом случае государству-колонизатору выгодны отсталость колонизируемых стран, дешевые рабочие руки; оно дает этим странам лишь зачатки цивилизации, которые помогают добывать и вывозить природные богатства колоний. Но во втором случае картина совсем иная: на пустынную территорию приглашаются группы иноземцев, приглашаются с поклоном, с посулами – дать денежную помощь, дать привилегии – свободу от налогов, от набора в солдаты, свое городское управление, свое судопроизводство и школы на родном языке – только вселяйтесь, милости просим. Почему? Потому что вас приглашают как умелые руки – стройте дома, города, разбивайте сады, культивируйте землю, налаживайте торговлю и торговые связи, насаждайте ремесло, какому сведущи, – топите сало, тяните кожу, отливайте свечи, разводите шелкопрядов, тките шелк… И приглашенные на пустые земли строят, налаживают, торгуют, становятся в некотором смысле «цивилизаторами». Екатерина II особой грамотой выписала когда-то независимых крымских армян на донскую землю под Ростовом. Им обещаны были всякие льготы. И богатые армяне двинулись со скотом и скарбом в донские степи. Он осели в них, образовали большие села, а под Ростовом вырос уютный городок, Нахичевань, своего рода Шарлоттенбург под Берлином. Из шумного Ростова попадаешь в чинный, чопорный городок с приглушенным шумом шагов на тротуарах, в два ряда усаженных белыми акациями, с приопущенными веками-ставнями изящных особнячков Александровской эпохи, с лепными украшениями и подъездами. Здесь уже вовсе не глухая, но зато крепко осевшая провинция с пересудами, родственниками от Адама, чаепитиями, рецептами домашних печений и черноглазыми арменятами на руках у важных толстых русских нянь, раздобревших на сдобном» (Авдулов Н.С., Мирзабекова Н.В. М.С.Шагинян. Нахичевань в жизни и творчестве. Серия «Жизнь замечательных нахичеванцев». Ростов-на-Дону, ООО «Ковчег», 2013. с 25.)
Я не знаю, стоит ли мне что-то еще добавлять от себя после этих строк Шагинян. И все же … Я надеюсь, никто не будет возражать, что Петр Великий сделал много для того, чтобы Россия стала могучей. Хотя он бывал и жесток, а порой несправедлив. Но ему еще при советской власти ставили памятники. Надеюсь также, что никто не будет возражать, что именно Екатерина Великая сделала Крым русским. И то, что Севастополь – город русских моряков, – это ее заслуга. Думаю, что никто не будет оспаривать и тот факт, что именно Екатерина Великая основала Нахичевань и тем самым способствовала развитию Донского края и юга России. По сути, Екатерина II стояла у истоков современного Ростова. А если это так, то разве не заслуживает императрица памятника в центре Нахичевани, в бывшем городе, который она основала?
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *