nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Зашумело, загудело ростовское торжище, куда устремились сотни покупателей. Старый базар. Здесь, в центре Ростова, возле Таганрогского проспекта, рядом с собором Рождества Пресвятой Богородицы шла оживленная торговля мясом и ароматными колбасами, били хвостами только что пойманные судаки, лещи и осетры, лежали завалы зелени, фруктов, бакалеи. Продавали живую птицу, в корзинках лежали горы яиц, повизгивали поросята.

«Масло коровье топленое Сибирское, подсолнечное, конопляное и деревянное (оливковое)… Сало баранье готовое, говяжье и свиное от 5 рублей… Песок сахарный, мед пчелиный, спирт, кофе и конфекты… Мыло в ящиках и стеариновые свечи бр. Крестовниковых… Шерсть испанская и простая…».

Городские власти старались следить здесь за порядком. На Старом базаре были выстроены со временем крытые павильоны (1-й, 2-й, 3-й рынок).

К примеру, в первом крытом рынке можно было купить соль Крымскую и Бахмутскую, муку, крупы (овес, ячмень, кукурузу, отруби и пр.). Отдельно во втором рынке продавались бакалейные товары, дрожжи, колбасы и гастрономические изделия, кондитерские товары, табак курительный, фрукты и т. п. Галантерейные товары, посуда столовая и хозяйственная относились к третьему крытому рынку. А мясо и рыба продавались отдельно от других товаров. Помимо крытых павильонов тут было множество различных лавочек, маленьких магазинчиков, ремонтных мастерских, каких-то закутков и ловушек, в которых постоянно чем-нибудь торговали. Кричали зазывалы, продавцы отчаянно бранились с покупателями, а те зажимали нос из-за зловонных испарений от некоторых рядов…

Порядок на рынках наводили комиссары или базарные смотрители. Они следили за тем, чтобы торговцы оплачивали занимаемые ими торговые места.

«Арендатор лавки на Старом базаре в корпусе Кошкина обвиняется в загромождении тротуара мешками картофеля и весами. Кроме того, он еще и сдал часть тротуара в аренду…» .

«Арендаторы зеленных рядов Старого базара возбудили ходатайство об удалении от за-арендованных ими мест торговцев-огородников, явившихся сильными конкурентами…».

Торговцы обувью выставляли небольшие рамы с перегородками, прислоненные к дверям, на которых можно было увидеть, какие туфли имеются в продаже.

Владельцы мебельных магазинов тоже не хотели отставать от двигателя прогресса, и на тротуарах часто были навалены кучи продаваемой мебели, которая, ко всеобщему негодованию, стесняла движение публики по тротуару.
В дореволюционные годы особое внимание рыночной продукции уделяли торгово-санитарные врачи, так как рынок являлся основным местом продажи съестного в городе. Слово «антисанитария» тогда уже вошло в обиход.
«Проходя по ростовским базарам, нельзя не обратить внимание на грязные фигуры, продающие «пирожки горячие» из таких же грязных, как и они сами, лотков или жестяных коробов… На днях двое «пирожников» были привлечены за возмутительное неряшество к аресту на 1 сутки и к штрафу в 50 коп.».
Товары на рынки нужно было как-то доставлять. Поэтому если простые горожане могли передвигаться по городу самостоятельно, то торговцы все-таки нуждались в постоянных помощниках, способных загрузить, подвезти и разгрузить. Для этих целей на площади перед памятником Александру II собирались извозчики.
В те времена на базаре можно было не только отовариться или продать что-то, но и узнать свежие новости и получить актуальную информацию. А также найти сподвижников или завести полезные связи. Но можно было и потерять что угодно…
«В одном из ростовских базарных трактиров заседала компания фабричных с писчебумажной фабрики Панченко, что на берегу Темерника. На столе стояло несколько опорожненных бутылок водки. Как вы понимаете, рабочие были навеселе.
Недалеко от них два каких-то субъекта заканчивали играть партию бильярда.
«Сыграем на деньги», — предложил один из фабричных толстому бородачу. Тот согласился.
Началась игра. И бородач проиграл. Не успокоился. Стал играть вновь. И вновь проиграл. Не шла у него игра. Ему бы успокоиться и перестать. Но нет. Азарт!
Скоро бородач проиграл все деньги. Но не успокоился. И предложил на бороду играть!

Противник принял это курьезное предложение. И что вы думаете, господа? Проиграл бородач. Хотя и играл с азартом, старался. Но не везло ему в тот день.

Подстригли толстяку ножницами бороду наперекосяк. И уходил он из трактира под общий хохот…».
(из книги «Курьезы местной жизни» О. Мордовиной и Г. Багдыкова).

Кормились на рынках и бесчисленные жулики: дергали за рукав нищие и попрошайки, шныряли карманники, фальшивое золото какие-то проходимцы продавали «задешево» под видом настоящего, устраивались своеобразные азартные игры, в которые почти никогда нельзя было выиграть.

«На днях в камере мирового судьи фигурировали два обвиняемых. Оба они, на вид еще способные к физической работе люди, решили добывать средства к жизни очень легким путем — игрой в лото. Избрав своей резиденцией Новый базар, приятели начинали игру сначала вдвоем, а затем соблазняли окружающую их праздную публику, преимущественно из рабочего класса, и обыгрывали ее…».

Со временем Старый базар уже не вмещал всех желающих. Тогда появился знаменитый Новый базар, который располагался у подножия храма Александра Невского на перекрестке Садовой и Большого проспекта. Не менее колоритный, чем старый, этот новый рынок остался сегодня только на старинных фотографиях.

«Перекупщики сельских продуктов и разные базарные барышники, будучи изгнанными из Старого базара, перенесли свою деятельность на Новобазарную площадь. Под видом торговли с привоза они беспрепятственно стали производить торговлю всевозможными продуктами, не уплачивая за это городу ни одной копейки…».

Друг за другом открывались на Новом базаре помимо лавок многочисленные трактиры и харчевни. Здесь устраивались ночлежки, скупалось краденое. Полиция всегда знала, где искать, если были украдены личные вещи — часы или украшения. Газетчики часто писали о новобазарных безобразиях, творимых в питейных домах. Но лучше всех, на мой взгляд, эту картину прошлой жизни на Новом базаре описал наш писатель А. Свирский:

«Окаянка»: этот вертеп является одной из знаменитейших трущоб города Ростова. Года четыре тому назад он назывался «Новым Светом», но впоследствии владелец его почему-то переименовал свое дорогое детище в «Море-Окиян», народ же, со свойственным ему остроумием, «Море-Окиян» переделал в «Окаянку». Эта милая «Окаянка» находится на Новом базаре, на том самом месте, где с утра до вечера толпится всякий народ, держа на руках тряпье носильного платья. Соседкой ее служит «Обжорка», такое же милое учреждение. Связывающим же звеном этих двух сестер является сквозной базарный ватерклозет…
Посетителей «Окаянки» можно разделить на пять классов. Первый класс — «кондуктора», босяки, занимающиеся «поноской», то есть носящие корзины с провизией, следуя позади хозяйки, или же промышляющие выпрашиванием милостыни; второй класс — это барышники, они же «блатер-каины» (покупающие ворованные вещи); третий — женщины и дети (начиная с семилетнего возраста); четвертый — «халамидники» (базарные жулики) и пятый — «фраера», люди, попавшие в трущобу по пьяному делу, за счет которых можно поживиться…».

(из книги «Ростовские трущобы»).

Кстати, не только Новый базар мог похвастаться так называемой «обжоркой» — лавочками, кормившими по доступной цене ломовых извозчиков и рыночных торговцев. На Старом базаре были свои злачные места.

Жизнь города всегда была тесно связана с рынком. До революции рынки принадлежали городу, и городские власти сдавали в аренду торговые места, обеспечивая таким образом разнообразие и количество продуктов из ближних и дальних областей.

Город был заинтересован в развитии и устройстве рынков. Помимо Старого и Нового базаров, в разное время были организованы также Сенной базар, Покровский базар, Рыбная косынка, городской конный рынок и толкучие рынки. И каждый из упомянутых рынков имел свою особенность, свой мир торговцев и покупателей.

Материал подготовила
Оксана МОРДОВИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *