nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

29 ноября 1920 года Первая Республика была советизирована. И почти через три месяца, 18 февраля 1921, власть большевиков была свергнута в результате отчаянного восстания, оказавшегося способным удержать страну в тисках красных и турков до 2 апреля.
Причина восстания крылась в неадекватных поступках ранней советской власти в Армении. Несмотря на обещания дашнакам от 2 декабря о мирном характере советизации и отсутствии преследований, 6 декабря с утверждением Ревкома сформировалась ЧК по борьбе с контрреволюцией, ознаменовавшая начало арестов видных деятелей.
Параллельно всему этому реализовывалась политика военного коммунизма и прод-разверстки, которая была невозможна в полной мере в полностью истощенной и опустошенной Армении. В связи с подобной ситуацией, Ревком условно разделился на две стороны — умеренных и радикалов.
Умеренную сторону представлял Касьян, выступавший против крайностей и массового трибунала. Радикальные меры же представлял военный комиссар Нуриджанян и глава чекистов Айвазов. После обсуждений в Москве в Ереван отправили представителя ВЧК Атарбекова, после приезда которого радикальное крыло победило.
24 января 1921 года армянских офицеров пригласили на регистрацию в Ереван и Дилижан. Там же их, 1200 человек в общем, арестовали и отправили в ссылку в Рязань. Среди них был и Назарбекян, бывший главнокомандующий Армянского корпуса. Советы опасались, что на фоне планов по советизации Грузии и независимости Зангезура Армения может стать очагом восстания, потому решили избавиться от военного состава, чем и навлекли, наоборот, само восстание.
4 февраля произошла встреча между Симоном Врацяном и Атарбековым. Врацян призвал к отказу от военного коммунизма, который расколол нацию. На это Атарбеков ответил, что реальной сущностью является только пролетариат, а нация — «мещанское понятие». Уже 9 февраля было покушение на его жизнь со стороны дашнака Ханаяна.
В ответ было арестовано свыше 200 человек, в том числе Ованес Каджазнуни и Левон Шант. 12 февраля ЦК призвал крестьян бороться с дашнаками, чем еще более усилил сопротивление дашнаков и недоверие армян. Отдельные же очаги восстания появились еще раньше: 23 января хмбапет Мартирос поднял восстание в Баш-Гарни.
Уже 13 февраля дашнаки подняли восстание в Ехегнадзоре. Позже восстали Ахтала, Котайк. Под командованием Куро Тарханяна дашнаки из Канакера двинулись к Еревану. 16-17 февраля большевики начали расправы над заключенными в Ереванской тюрьме. 18 февраля повстанцы вошли в Ереван, Ревком бежал. Сформировался Комитет Спасения Родины.
20 февраля Врацян пишет письмо Нжде с просьбой прислать зангезурских стрелков на помощь. Позже он предложит открыть сообщение между Ереваном и Сюником через Даралагяз и объединиться в военных действиях. Вскоре спарапет занял Даралагяз и Нор-Баязет.
Февраль был крайне тяжел для советской власти. Антоновщина в Тамбове и Воронеже, восстание эсеров в Сибири. Теперь же большевикам нужно было вторично советизировать Армению. В этой ситуации и дашнаки, и большевики не могли найти соглашения.
Еще 16 февраля Нариманов отправил письмо Ленину, в котором указывал, что турки готовы сотрудничать, только если не будет проблем по армянскому вопросу. После Февральского восстания это письмо приняли в Москве, опасаясь восстания в Азербайджане из-за возможного возвращения Карабаха и Нахичевана в состав восставшей республики.
Также росло опасение сепаратных переговоров между дашнаками и кемалистами. На этом фоне большевики стремились к удовлетворению аппетитов турецкой и азербайджанских сторон, которые в десоветизации Армении видели слабость красных. 16 марта был подписан Московский договор. Удивительно, что даже наркоминдел Советской Армении Бекзадян выступил против этого губительного договора.
Бекзадян открыто заявил, что в самом восстании — вина подобных действий советской власти и что теперь без частей Западной Армении страна оказывается в большем кризисе. Тем не менее, Бекзадяна не пустили на переговоры с Лениным. 2 апреля восстание подавили. Армения была советизирована, теперь с новыми советско-турецкими соглашениями. Большевики сами породили патовую ситуацию, которая привела к еще более печальным последствиям для Армении.
Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *