nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Совсем недавно мы вспоминали героев-армян и полководцев, сражавшихся и павших в борьбе с немецким нацизмом. Но, кроме этой войны, у армян была и другая Отечественная война, когда 5-я турецкая армия вторглась в Восточную Армению, разрушая все на своем пути и вырезая армянское население. И в этой войне ключевую роль сыграл генерал-лейтенант Товмас Назарбекян, имя которого нельзя забывать.

Товмас Назарбекян родился в 1855 году в дворянской семье. Его род был уже достаточно обрусевшим, поэтому и известен он в источниках как Фома Назарбеков. И хоть во времена Первой Республики ему требовался переводчик его слов на армянский язык, искра армянской души в нем никогда не гасла.

Первая война, в которой участвовал Назарбекян, была русско-турецкая вой-на 1877-1878 гг.

Здесь он был помощником командующего Эриванским 13-м лейб-гренадерским полком. Особо проявил себя при взятии Ардаганской крепости, за что закончил войну как штабс-капитан, с орденами св. Станислава и Анны 3-й степени.

Вскоре Назарбекяна призвали на русско-японскую войну. Командуя пехотным полком, он был награжден Золотым Георгиевским оружием за боевые отличия в Мукденском сражении.

В 1906 году в звании генерал-майора подал в отставку. Во многом это было связано с политикой начавшихся репрессий против армян.

Назарбекян оказался в «черном списке» царской власти. Хотя сам он был крайне искренним и открытым человеком. Например, он никогда не давал солдатам садиться за обед, пока сам не попробует еду. 8 лет он жил в Тифлисе как отставной генерал.

Однако Первая Мировая вывела его из застоя. Теперь армяне были полезны власти, потому Назарбекяна пригласили как генерала тыловой службы. Зная, что эта война касается и армян, Товмас безоговорочно согласился. В 1915 году он уже стал командиром 2-й Кавказской стрелковой бригады, в которой вместе с ним воевал и Андраник Озанян.

В апреле-мае 1915 года Назарбекян вместе с русскими воинскими частями разгромил турецкую армию, чудом Халил-бей ускользнул от смерти. За Дильманское сражение его наградили Георгиевским крестом и французской медалью «Милитер». Такую высокую награду в том году в России получили только двое — князь Николай Николаевич и сам Товмас Назарбекян.

26 июля 1916 года дивизия Назарбекяна освободила Багеш (Битлис). Однако последующие две революции привели к отходу русской армии. В связи с этим в конце 1917 года начинается формирование Армянского корпуса, где всеми работами руководил сам Назарбекян. 12 апреля 1918 года Назарбекян был вынужден сдать Карс под давлением ЗДФР и в надежде переговорщиков на то, что это усмирит турков.

Это была абсолютная глупость, и армянам пришлось начать самооборону против наступающей турецкой армии. Процесс организации лег также на плечи Товмаса, хотя тот уже предполагал, что придется отступать и вести партизанскую борьбу. Для обороны Эривани был назначен Мовсес Силикян, на Сардарапатском направлении были Даниэл Бек-Пирумян и Погос Бек-Пирумян, на Баш-Апаранском — Драстамат Канаян.

Вопреки всем опасениям 28 мая турки были полностью разбиты и вынужденно отступили, на некоторых участках Аракса отступали вплавь. Назарбекян с великими почестями был назначен Главнокомандующим войсками Армении, а позже руководителем Военного Совета. В 1919 году он стал генерал-лейтенантом.

Судьба его изменилась после прихода советской власти. Несмотря на изначальные уверения большевиков в том, что преследований не будет, 24 января 1921 года они арестовали более 1200 армянских офицеров, в том числе и Назарбекяна. Из рязанской ссылки он вернулся только в октябре, серьезно заболев и не имея возможности самостоятельно передвигаться.

Написанные им письма в Совнарком Армении об оказании помощи так и не были услышаны.

Последние годы своей жизни он провел в Тифлисе, в маленьком помещении, не имея возможности вернуть конфискованные вещи. Питался в ближайшей столовой Американского комитета помощи.

В 1928 году его все-таки записали в инвалиды труда. Но лечить и особо помогать ему не хотели. Так он и умер в одиночестве в 1931 году, оставив только мемуары. У его братьев по оружию судьба, правда, оказалась еще хуже. Мовсес Силикян, Христофор Араратов и другие деятели той самой войны были расстреляны в 1937 году. Именно так, в нищете или репрессиях, и закончили свою жизнь большинство деятелей той самой, армянской отечественной войны.
Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *