nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

ВЕЧЕР АРМЯНСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Уже второй год подряд в Ростове-на-Дону проходит ARMENIAN ETHNIC JAM — камерный концерт армянской этнической музыки, организатором которого выступает Донской союз армянской молодежи. Народные инструменты, национальный колорит и традиционные танцы не оставили равнодушными жителей города и привлекли на площадку «Шолохов-Центра» более 600 человек.
ARMENIAN ETHNIC JAM — это уникальное музыкальное представление, которое становится путешествием в мир богатства и красоты армянской культуры. Концерт дарит возможность через музыку понять истинную сущность Армении, ее историю и традиции.

На сцене ARMENIAN ETHNIC JAM развертывалась живописная картина, в которой музыкальные инструменты и выразительный вокал, сливаясь воедино, создавали глубокие и эмоциональные композиции.
Традиционные танцы придали энергию и динамику вечеру и стали неотъемлемой частью концерта. Гости продемонстрировали различные этнические танцы, передав через движения и ритмы своеобразный язык армянской культуры.
Для создания незабываемых фотографий уже второй год подряд мы установили полюбившуюся нашим гостям фотозону, на фоне которой можно было запечатлеть свои эмоции от проходящего концерта.
Хедлайнерами коллектива стали талантливые музыканты и певцы, которые исполнили лучшие произведения армянской этнической музыки:

Мехак Торосян (кеменча);
Левон Сарян (клавиши);
Армен Султанян (дхол);
Вартан Манучарян (кахон);
Рубен Маркосян (кларнет);
Тамара Мартиросян (вокал);
Юлия Агджоян (вокал).

Мы благодарим «Шолохов-Центр» за предоставленную площадку, музыкантов за прекрасные композиции, харизматичного ведущего Славика Айвазяна за проведение мероприятия, а также наших партнеров — сеть кафе «Van Gyros» и магазин молочных продуктов «Сулиночка».
По случаю проведения мероприятия мы бы хотели немного рассказать вам об истории армянской музыки.

НАРОДНЫЕ МОТИВЫ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ

История армянской монодической музыки насчитывает свыше трех тысячелетий, а образование ее основ происходило параллельно с формированием национального языка..
Армянская музыкальная традиция, безусловно, богата жанрами и мотивами. Давайте поговорим о тех, что ассоциируются у нас с народной музыкой.


Одной из основополагающих ветвей армянской музыки является крестьянская песня. И говоря о народной музыке, мы вспоминаем именно это наследие, иногда смешивая в кучу и творчество гусанов, и песни ашугов, и новые городские «народные» песни на стихи авторов.
Коренная, основополагающая ветвь армянской музыки, крестьянская песня, включает в себя многообразные жанры. Большое место занимают так называемые трудовые песни, а среди них — земледельческие: песни пахоты, молотьбы, с импровизированными текстами и напевами.
Мелодии оровелов (оровел — песня пахаря) развернуты, речитативны, эпичны. Льющиеся напевные мелодии песен прополки отличаются смешанным метром, в песнях домашнего труда также ясно прослеживается связь с ритмом работы.


Разнообразны по содержанию и выразительным средствам любовные песни. В них широко применен прием варьированного развития напева, наиболее развернутые образцы приближаются к романсу. В поэтических текстах любовных песен зачастую фигурируют образы природы. Имеются лирические песни, специально посвященные природе.
Эпические песни, как правило, речитативны, многокуплетны, с напевным рефреном. Они во многом соприкасаются с древнегусанскими.
Исторические песни повествуют о событиях прошлых столетий, что очевидно.
Песни о тяжелой жизни трудового крестьянина близки по духу жанру песен пандухтов, скитальцев, уходивших в далекие края на поиски заработка (не путать с хопанчи).
Из обрядовых сохранились песни девичьего гадания, свадебные, составляющие цикл из многих песен (по Комитасу — около 100) + вохбы — импровизированные причитания.
Мелодическим богатством отличаются и другие бытовые песни. Значительное место в крестьянском музыкальном фольклоре занимают песнепляски, разнообразные по метру и ритму, соотношениям куплета и хорового припева, по характеру движений и эмоциональному строю. Для того, чтобы устроить подобный дэнспати, нашим предкам нужны были особые инструменты. Такие мелодии исполнялись на блуле (род продольной флейты), иногда на тутаке (свистковая флейта), а также в виде обрядовых развернутых пьес, исполняемых на 2-х или 3-х зурнах (духовой инструмент резкого тембра) или паракапзуке (волынка). Много ранее незнакомых названий, правда?
Городская народная песня и инструментальная музыка также обладают древними традициями. Образцы этой средневековой, некогда высокоразвитой музыки (по сведениям летописцев) дошли до настоящего времени лишь в виде отрывков.
Современная городская парадная музыка ассимилировала, помимо крестьянской песни и музыки средневекового города, также элементы восточной и западной культур. Мелодика армянской городской песни имеет черты сходства с крестьянской песней, но ей присуща более открытая эмоциональность.


Широко представлен любовно-лирический жанр, куда без него. Имеются также бытовые, сатирические, шуточные, застольные, студенческие песни, песнепляски (исполняющиеся при сольном танце).
Много городских песен, ставших «народными», созданы на слова известных поэтов (А. Исаакяна, О. Ованисяна, О. Туманяна, Р. Патканяна, Г. Агаяна, С. Шахазиза, М. Пешикташляна, Г. Алишана и др.).
Песни национально-патриотические, начиная с 60-х годов XIX века, сыграли значительную роль в становлении национального самосознания. Городская народная инструментальная музыка, помимо сопровождения вокальных номеров и разнохарактерных танцев, включала в себя самостоятельные развернутые импровизационные пьесы медленного движения или попурри из нескольких разнохарактерных пьес, исполняемых соло либо ансамблем.


В составе инструментальных ансамблей:
струнные — кеманча, каман (смычковые), уд, тар (медиаторные), канон (щипковый), сантур (молотковый) и др.;
духовые — дудук, зурна, шви, паракапзук;
ударные — доол (двусторонний барабан), дапп, или кавал (односторонний открытый барабан), нагара и др.
Среди древних инструментов: бамбир, пандир, вин, джутак (один из прототипов скрипки), кнар, джнар, тавих (струнные); сринг, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, авагпог (духовые); тмбук, цнцга (ударные); кшоц (шумовой) и пр. Некоторые перестали существовать, другие модифицировались.
Музыка гусанов преемственно связана с крестьянским фольклором, но имеет самостоятельный стиль и каноны, передававшиеся из поколения в поколение. В древности гусаны делились на сочинителей, сказителей, музыкантов, танцоров, актеров и пр. Излюбленной формой стихосложения армянских гусанов средних веков был айрен — двойные, семи- и восьмистопные двустишия с динамическим смещением акцентируемых слогов. Эти разнохарактерные стихи (айрены веселья, свадебные, любовные, колыбельные, плача и др.), как правило, пелись.
Многие айрены (так называлась песня вообще) сохранились среди песен Акна (область и город в Западной Армении, славившиеся традициями средневекового гусанского искусства). Их напевы обильно орнаментированы, иногда виртуозны.
С конца XVII века интенсивно развивается армянское ашугское искусство. Ашуги создавали для своих стихов оригинальные напевы, усвоив эту традицию от средневековых тагасацев (создателей тагов, т. е. пьес). Записывался только текст, сопровождавшийся словесными комментариями относительно характера мелодии. Напевы ашугов передавались изустно и лишь со второй половины XIX века были записаны нотами.
Творчество ашугов индивидуально, но вместе с тем искусству ашугов присущи и общие черты. Мелодии их песен более открыты, эмоциональны, чем крестьянские и городские народные мелодии, более гибки по ритму и развернуты по форме.
Среди выдающихся армянских ашугов XVII–XVIII веков — Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир (он же автор тагов), Саят-Нова (Арутюн Саядян); XIX–XX вв. — Ширин (Ованес Карапетян), Дживани (Сероб Бенкоян-Левонян), Шерам (Григор Талян) и др.

Каринэ БАБИЕВА, Армине ВЕРМИШЯН.
Фото Роман ШЕВЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *