nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Что мы знаем об исламе? Уверен, практически ничего. Особенно в условиях постоянных сводок из стран Ближнего Востока и орудующих там бандформирований так называемого «Исламского государства», запрещенного на территории России, информационных атак с помощью Азербайджана, сеющих антиармянские настроения среди мусульман и, наоборот, антиисламских настроений среди армян. Последние, бывает, подхватывают наживку и распространяют ее дальше среди своих соотечественников.

Недавно я провел три лекции на тему «Исламофобии» среди армянской молодежи Москвы и Ростова-на-Дону. Большинство армян были благодарны за интересный и подробный рассказ о связи исламского мира с армянами. Многие даже не знали о взаимных тесных переплетениях армян с рядом представителей мусульманских народов. Но были и те, кто открыто противился таким связям, несмотря на то, что историю не перепишешь. Дабы ознакомить с темой лекции более широкую аудиторию, автор этих строк решил поделиться своим выступлением на странице газеты «НнД», поговорить об исламе, дать краткую аннотацию этой молодой мировой религии, а заодно и ответить на вопрос – «Действительно ли мусульмане являются угрозой для армян, как пытаются это преподнести некоторые горячие головы?»
Как было отмечено выше, ислам самая молодая из мировых религий и младше того же армянского народа как минимум на 2 000 лет. Это значит, что и до принятия ислама ряд современных мусульманских народов, в частности Ирана и Ближнего Востока, были знакомы с армянами. Возник ислам в начале VII века в Хиджазе, Западной Аравии, где господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, а сами идолы находились в Мекке. Напомню, что в это время в мире уже были распространены монотеистические, авраамические религии – иудаизм и христианство. С проповедей Мухаммада, который впоследствии стал пророком в исламе, в Аравии началась эпоха того же монотеизма – началось истребление или переориентирование идолопоклонников, язычников и переход от джахилии к таухиду, т.е. от мира глупцов-язычников к монотеизму. Примечательно, что в некоторых армянских диалектах присутствует термин «джахель», который перенят из арабского. И если для правоверных арабов, мусульман «джахель» — это коранический термин, означающий глупого, обделенного истиной идолопоклонника, то в армянском диалекте это всего лишь «молодой», «неопытный», «молодо-зелено», если угодно. Что, впрочем, почти одно и то же. Только Коран более категоричен к джахелям. Так вот еще во времена джахилии армяне торговали с семитскими народностями и, в частности, племенами Хиджаза, Неджда и Хадрамаута. Все это области территории современной Саудовской Аравии. Именно из Хадрамаута армянские купцы стали увозить кофейные зерна, которые в этих краях назывались суржем. Именно отсюда и название армянского кофе. Сюда же, на Аравийский полуостров, стали завозить семена, в которых жители Хадрамаута сильно нуждались. Это были семена не только плодовых, но и цветов, среди которых и полюбившиеся розы. Именно поэтому в Машрике и на арабском побережье Персидского залива «розы» называются по-арабски «уард», перенятое из армянского վարդ.
С возникновением ислама и междоусобиц внутри приверженцев этой религии между мухаджирами и хариджитами торговые связи армян с Хиджазом и другими областями приостановились. От небольшой уммы (религиозной общины) ислам все больше стал распространяться от Машрика на Востоке до Магриба на Западе, благодаря чему возник Арабский халифат – теократическое исламское государство, возглавлявшееся халифами. Это государство с 632-661гг. в истории принято называть Праведным халифатом, с 661-750гг. – Омейядским халифатом, а с 750-1258гг. – Аббасидским халифатом. Первое государство Праведного халифата возникло после смерти пророка Мухаммада в 632 г. Его возглавляли четыре Праведных халифа, очень почитаемых в исламском мире: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Во времена их правления в Халифат был включен Аравийский полуостров, Левант (Шам), Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Омейядский и Аббасидский халифаты возникли уже благодаря хариджитам, раскольникам, междоусобным войнам внутри самих мусульман, тем не менее, как бы там ни было, халифат стал все больше расширяться.
Армяне халифата были на хорошем счету, как при Праведных халифах, так и при Омейядах и Аббасидах. К примеру, сохранились фирманы от разных халифов, в которых армянам разрешалось исповедовать свою религию. В годы Праведных халифов, когда Омар I (Умар ибн аль-Хаттаб) захватил Иерусалим, то даровал христианам, в т.ч. и армянам, свободное исповедание своей веры и исполнения служб. Армянская иерусалимская церковь получила неприкосновенность. И эти фирманы передавались от халифа к халифу, независимо от того, кто «у руля» – Праведники, Омейяды или Аббасиды. Важно это понимать. Даже в 1187 году, при султане Салах ад-Дине, который прославился в будущем победой над крестоносцами, армяне в Иерусалиме сохраняли неприкосновенность. За исключением нескольких лет, пока шла война за право наследования за Иерусалим между мусульманами и крестоносцами. И дело скорее не только в том, что Салах ад-Дин, как и его предшественники благосклонно относились к армянам. Тут наверняка сыграла и генетическая память. Ведь известно, что корни Салах ад-Дина уходили в Армению, в город Двин, где по преданию родился отец Салах ад-Дина – Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади.
Также надо заметить, что визирями в Арабском халифате были и христиане. И таковых в истории Халифата известно шесть. Один из них армянин Али ибн Яхья аль-Армани. Это был отважный военачальник Халифата середины IX века. В 840 г. он был назначен в Египет в качестве губернатора, заменив Малика ибн Кадыра. Позже стал командующим пограничных областей халифата в Киликии для противостояния Византийской империи. Аль-Армани являлся также первым эмиром Тарсуса, который осуществлял практически независимую политику в связи со снижением мощности центрального правительства халифата. В этой должности Аль-Армани предпринял несколько летних экспедиций за горы Тавра в Византийскую Анатолию: рейды во главе с ним происходили с 851 по 860 годы. В 862 году аль-Армани был назначен губернатором (вали) эмирата Армания (Армянский эмират), куда входили не только Армения, но и Грузия, Азарбайджан – тот, что южнее Аракса. Гибель аль-Армани вообще заслуживает отдельной темы, так как он не просто пал в бою, но погиб от рук, по сути, своего же соотечественника. Византия и Халифат были заклятыми врагами. В то время, когда эмиратом Армания правил Али аль-Армани, фактическим правителем Византии был военачальник Варда. Тоже этнический армянин. Между эмиратом и Византией началась очередная бойня. С обеих сторон воевали, в том числе, и армяне. Одни армяне отстаивали интересы эмирата, другие армяне – интересы Византии. Один народ у разных правителей. Причем сами правители тоже этнические армяне. Армия Варды провела успешную кампанию, в результате чего аль-Армани был убит Вардой.
Причем надо сказать, трудно определить, кто был большим армянином – Варда, носящий армянское имя, или Али аль-Армани, носящий арабское имя. Во всяком случае, аль-Армани был эмиром Армении и именно аль-Армани лично запросил у халифа аль-Мустаина высокий титул для Ашота Багратуни, который впоследствии стал батрик аль-батрика – «князем князей».
Конечно, во времена завоевательных походов армии Халифата были и черные страницы у армян. Но это были честные бои. Армяне отстаивали свои интересы на своих территориях, а Халифату нужно было двигаться и расширяться. Тем не менее, как мы видим, никаких массовых уничтожений христианского населения и массового обращения в ислам, в нашем случае армян, не было. Если армяне и принимали ислам, то делали это по желанию и по разным причинам – одни ради высоких должностей, другие ради освобождения от каких-либо налогов, третьи – исходя из собственного мировоззрения. История не знает никакой империи, где бы меньшинства, национальные или религиозные, были на одном уровне с народом-империалистом.
Примечательно и другое: в книге средневекового историка ислама аль Вакиди «Завоевание мусульманами Шама» армяне упоминаются несколько раз и, в том числе, как отличные лучники, и как талантливые врачеватели. Здесь стоит вспомнить армянина Джурджуса ибн Джибраил ибн Бахтишу, средневекового врача VIII века в Арабском халифате, главного врачевателя медицинской школы в Гундишапуре (Бетлабад). Джибраил ибн Бахтишу являлся основателем придворной династии Бахтишу, члены которой в течение многих лет были главными лекарями арабских халифов. В 765 году Джибраил вылечил умиравшего халифа Аль-Мансура, которого не мог вылечить ни один лекарь в государстве, за что расположил к себе правителя и весь свет Арабского халифата. Благодаря своему высокому профессионализму и авторитету Джибраил ибн Бахтишу возглавил медицинскую школу в Гундишапуре. В течение многих лет старший Бахтишу был главным медиком халифа, оставаясь при этом христианином. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI века. Любопытно также, что правнук Джибраила ибн Бахтишу-Абусаел Бахтишу являлся учителем небезызвестного Авиценны. А внук Джибраила ибн Бахтишу, третий в династии Бахтишу и его тезка – Джибраил ибн Бахтишу – основателем больницы в современном смысле этого слова, которую он построил в Багдаде около 800 г. по инициативе халифа Харуна ар-Рашида.
Но почему некоторые горячие головы пытаются натравить армян на мусульман и, соответственно, наоборот? Во-первых, травля идет из Баку. Прежде всего. Особенно когда начинаются какие-то боевые действия, а Азербайджан в одиночку не справляется, тогда он начинает кричать о джихаде. Замечу, что джихад, прежде всего, борьба против своих собственных пороков, грехов. В Коране имеется понятие «джихад ан-нафс», т.е. усилие против своего «Я», против сердца. Такой джихад не имеет отношения к убийству человеком человека, как любят повторять исламофобы, мол, «возьми оружие и убей неверного», немусульманина. Некоторым очень удобно трактовать Коран в свою пользу. Будь это исламисты или напичканные армяноненавистничеством азербайджанцы, которые часто кричат о джихаде, когда им страшно и в одиночку не справиться с соперником на полях брани. Тем не менее, мы являемся свидетелями, что на их искаженный джихад никто из мусульман внимания особо не обращает. Разве что вахаббиты и моджахеды.
Во-вторых, некоторые армяне, не ведая ни об исламе, ни об истории армяно-исламских отношений, говорят худое о мусульманах и становятся союзниками азерпропа в стравливании народов. По большей части это происходит снова из-за того же пресловутого геноцида армян, в котором повинны турки, но достается всем мусульманам. Такой алогизм лишен права на существование хотя бы потому, что в Первую мировую именно арабы-мусульмане первыми пришли на помощь спасшимся армянам – делились провиантом, кровом, рискуя своей жизнью. Благодаря тем же мусульманам тысячи армян нашли свое убежище на Ближнем Востоке, а их общины в Сирии, Ливане, Иордании, Ираке, Египте стали самыми успешными и многочисленными. В этих странах армяне начали новую жизнь. Им позволили заниматься бизнесом, политикой, строить национальные школы, университеты и кварталы, сохранить и приумножить собственную культуру. Да и глупо отождествлять младотурок с исламом. Младотурки были безбожниками. Ислам же служил им прикрытием. Под насильственным навязыванием ислама армянам, грекам и прочим подразумевалось отуречивание, а не исламизация. Можно привести в пример того же Ататюрка, который, наоборот, отверг ислам, предпочтя светское государство. А насильственная исламизация способствовала отуречиванию, т.к. турки, или османы, были мусульманами. Иначе говоря, если косо смотреть на ислам только из-за злодеяния турок, то почему же не коситься на христиан за злодеяние Германии в отношении евреев, или злодеяний французов в отношении алжирцев? Библия учит отделять зерна от плевел. И в нашем случае нужно отделять ислам от исламистов, воинствующих атеистов от праведников, порядочных людей от сволочи.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *