nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Действия нахараров были одной из причин раздела и последующего падения Великой Армении. Конфликт с царем, феодальная раздробленность, расслоение государственности стали фундаментом к трагичным событиям. Но откуда развивался конфликт?

При Арташесе I царь и нахарары были в спокойных отношениях. Союз царской и родовой власти проявлялся через ашхарожохов — институт общины. Проходил данный совет в Навасард и носил сакральный смысл.

Царь и родовая община условно обменивались властью: ашхарожохов заседал, пока царь был на священной охоте. Проведение подобного в Новый год означало как бы возвращение к изначальному времени: временам власти общины, когда царь играет роль охотника.
К концу дня власть символически возвращается к царю, доказавшему на охоте свой статус. Его власть над нахарарами оправдывается. Новый год символизировал как начало времен, так и конец.

Ситуация сохранялась таковой вплоть до Тиграна II. Отношения царя и нахараров при нем подверглись трансформации. Внешнеполитические интересы Армении стали расширяться. Армения из государства с ключевой ролью родовой аристократии превратилась в империю.
Тигран II делал ставку не на родовую аристократию, а на три других группы. Во-первых, армия, что безусловно. Именно она обеспечивала расширение и стабильность имперских границ. Служилые нахарары получали высокий статус.

Во-вторых, торговый класс. Для Армянской империи, стоявшей на пути к трем континентам, коммерция была ключевым фактором развития. В-третьих, жречество. Известно, что Тигран II давал храмовым общинам широкие земли. Жрецы сопровождали и поддерживали сакрально имперский строй.

Тигран II обладал не просто родовой легитимностью, но и имперской. На имперских монетах в международном обороте уже исчезал символ родовой аристократии — два орла и солнечный знак. Однако окончательной трансформации в имперский строй не произошло, империя развалилась.
После этого наступил идейный и политический кризис. Нарастал конфликт между имперскими и местными тенденциями. Артавазд II стремился следовать логике отца и усиливал царскую власть. При нем ашхарожохов был отменен. В итоге нахарары отказались его поддерживать и дали возможность римлянам его беспрепятственно арестовать.

И хоть последующий царь, Арташес II, был избран ашарожоховом, ситуация не особо улучшилась. Процесс феодализации, различные про-римские или про-парфянские внутренние силы, будоражившие политическую жизнь, продолжали рыхление страны. Чем это закончилось, думаю, уже известно.

Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *