nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

 

31 мая 2017 года исполнилось 65 лет с момента открытия Волго-Донского канала. Первым руководителем этого судоходного канала был ростовчанин Вартан Арсенович Чмшкян

Чмшкян родился в 1911 году. Его семья бежала из Османской империи во время геноцида армян 1915 года и нашла приют на донской земле. Именно в Ростове он окончил среднюю школу, затем поступил в Ереванский политехнический институт на гидротехнический факультет. После окончания института Вартан Арсенович работал в Армении, затем стал сотрудником Министерства речного флота РСФСР. В 1935 году начал работать в Ростове-на-Дону, в управлении строительства Манычского водного пути. Кстати, надо особо отметить, что эта стройка для того времени имела большое значение. Предполагалось соединить в перспективе Азовское и Каспийское моря с помощью Манычского канала!
Конечно, венцом профессиональной деятельности Чмшкяна стала его работа на Волго-Донском судоходном канале, где он был в начале главным инженером, а с пуском канала – бессменным начальником управления на протяжении 32 лет!
О Волго-Донском канале надо рассказать подробнее. Соединить Волгу и Дон в местах их наибольшего сближения хотел еще Петр Великий. Однако Северная война со Швецией отвлекла Петра I от этой идеи. Позднее в девятнадцатом веке о создании этого канала задумывались в царском правительстве, но построен он был уже при советской власти, после окончания Великой Отечественной войны. Кстати, построен был в рекордные сроки. 31 мая 1952 года воды Дона влились в Волгу, а с 1 июня по каналу уже началось движение судов.
Образцовая эксплуатация канала не осталась без внимания руководителей нашей страны. Канал в свое время посетили Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, много других высокопоставленных лиц.
С Чмшкяном лично встречался последний шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, президент Индонезии Сукарно, премьер-министр Индии Неру.
Армянский журналист Геворк Арутюнян в газете «Ноев Ковчег» писал: «Чувство национальной гордости ощущаешь, зная, что наш соотечественник В.А. Чмшкян был не рядовым участником этой великой стройки. Родина высоко оценила заслуги Вартана Арсеновича, наградив его орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и многими медалями и грамотами. Ему присвоено звание «Почетный работник речного флота РСФСР». Он вошел в Советскую Армянскую Энциклопедию».
Геворк Арутюнян записал интересные воспоминания Чмшкяна о его встречах с известными людьми. Например, особенно запомнилась Вартану Арсеновичу его встреча с президентом Индонезии Сукарно. Геворк Арутюнян пишет, что Сукарно находился на Волго-Донском канале более недели. Ему было предоставлено соответствующее судно с обслуживающим персоналом и переводчиком. Объяснения и комментарии давал начальник канала. «В один из очередных дней прогулки по каналу, – вспоминал Вартан Арсенович, – президент попросил бумагу, сделал чертеж-набросок шлюза и, передав его мне сказал: «Можно было бы построить таким способом». С ходу я увидел, что это предложение зрелого гидроинженера, но попросил с ответом повременить».
Придя домой (Управление и дом находились в Волгограде), Чмшкян поднял техническую литературу и, внимательно изучив набросок-чертеж, пришел к выводу, что предложение президента приемлемо для горных рек, но не степных. А, как известно, Дон и Волга степные реки.
«На второй день, – вспоминал Вартан Арсенович, – сидя за столом в каюте парохода, я ответил на вопрос президента. Услышав обоснованный ответ, он встал с места, подошел ко мне и, похлопав по плечу, воскликнул: «Браво, господин Чмшкян, Вы крупный гидроинженер!» Тогда я попросил перевести: «Откуда господин Сукарно знает такие нюансы гидротехники?» Тут он поднялся во весь рост и восторженно произнес: «В первую очередь я гидроинженер, а потом я президент!»
Не менее интересны воспоминания Чмшкяна о его встрече с Индирой Ганди.
«Высокие гости, – вспоминал Вартан Арсенович, – во что бы то ни стало пожелали посмотреть на строящийся канал с берега. Причалили. Джавахарлалу Неру удалось спуститься на берег самому. А с Индирой Ганди вышла заминка. Она была в традиционном наряде, закутана, как понимаете, с ног до головы, в метры индийского шелка. А причала – практически никакого нет: только-только начали строить. Она стоит – мы стоим. Как быть – не знаем. Кто-то из сопровождающих толкает меня в бок: «Ну, делайте что-нибудь!» Взял на руки, кое-как спустил…
Через несколько лет ездил в Индию делать ее портрет знаменитый скульптор Е.В. Вучетич. Привез роскошную громадную коробку с чаем. Говорит очень серьезно: «Это тебе Индира Ганди лично передала. Помнит вашу встречу». Я-то этому, конечно, не поверил, но чай, который Евгений Викторович привез, был отменным. И коробку до сих пор храню».
Как пишет Геворк Арутюнян в работе «Первый начальник Волго-Дона», интересны были неофициальные визиты известных гостей.
Волго-Донской канал посетили многие делегации специалистов и туристов из Англии, Италии, Франции, Австралии, Бирмы, Индонезии, Индии, Латинской Америки и других стран
Геворк Арутюнян упоминает, что Чмшкян с юмором вспоминал визит бывшего посла США в СССР А. Гарримана, который побывал на канале, уже будучи частным лицом. Он сам оплачивал свою поездку и отказался от подготовленного для него комфортабельного теплохода. Осведомившись о стоимости проезда от Волгограда на рейсовом теплоходе, Гарриман вынул требуемые три рубля, заказал такси и отправился к первому шлюзу.
«Обычно иностранцы, приезжавшие сюда, интересовались различными техническими данными. А поскольку они секретны, мы разными способами старались уйти от прямых ответов. Видимо, не рассчитывая на нашу откровенность, бывший посол ни о чем подобном не спрашивал. Мимоходом только поинтересовался, пройдет ли через шлюз пятитысячник. «Конечно, пройдет, и еще запас останется», – с гордостью отвечали мы, невольно выдавая «государственную» тайну». (Из воспоминаний В.А.Чмшкяна)
За заслуги перед Отечеством Вартану Арсеновичу Чмшкяну было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР».
В дни празднования 55-летия Волго-Донского судоходного канала (2007 год) был открыт памятник его бывшему начальнику Вартану Арсеновичу Чмшкяну. Бюст установлен в Красноармейском районе Волгограда на первом шлюзе канала таким образом, чтобы его было хорошо видно с проходящих кораблей. Автором памятника является скульптор Виктор Фетисов. Именем Чмшкяна назван один из теплоходов.
Вартан Арсенович был хорошим семьянином и отцом. Он воспитал замечательного сына, ныне известного ростовского ученого и преподавателя, доцента Донского Государственного Технического университета Арсена Вартановича Чмшкяна.
Как видно из публикаций Геворка Арутюняна, в Армении гордятся своим знаменитым соотечественником. Но и в России его имя стало легендарным и прочно ассоциируется с Волго-Донским каналом. А по-другому не может быть. Ведь Вартан Арсенович Чмшкян всю свою жизнь посвятил служению нашей общей Родине – Советскому Союзу.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *