nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Северной Осетии находится историческая область Тагаурия. В древнее время это были земли Тагаурского общества, которое занимало территорию Санибанского и Кобанского ущелий, а также левый берег Терека в
Дарьяльском ущелье. Крайне интересно рассмотреть происхождение представителей правящего рода Тагаурии, так как здесь перед нами раскрывается их армянское происхождение.

Высшее сословие Тагаурского общества состояло из 11 знатных фамилий и называлось «Тагиата», фактически «потомки Тага». Самих тагиатов русские называли «старейшинами» или «алдарами» (осетинская аристократия), что соответствовало их статусу как привилегированной части местного сообщества.
О происхождении тагауров существует несколько преданий, но все они центрированы вокруг некоего «армянского цикла». Наиболее распространено было утверждение, что род появился благодаря Тагауру, беглому царю Армении, который был вынужден бежать со своей родины из-за междоусобицы. Вместе с некоторыми дворянами он осел в Абхазии, но позже перебрался в Осетию, где правил до конца своих дней и почил в старости, оставшись в памяти народа. Русский историк XIX века Николай Дубровин также считал, что «эльдары (алдары) —
суть потомки беглых армянских царей». По некоторым легендам, Тагаур привез с собой много денег и дорогой посуды. Также известно, что и армянские священники в общении с осетинами подтверждали армянское происхождение алдаров.
О своем армянском происхождении писали и сами представители тагаурского рода, такие, как Бимболат Тулатов. Он также вел линию рода от армянского царевича Тагаура. Происхождение слова «тагаур» он связывал с армянским «тагадир» — должность венценалагателя, которая была закреплена за родом Багратуни. По его словам, один из князей Багратуни во время смуты удалился из страны и осел в Осетии.
На самом деле, нетрудно заметить, что «тагаур» куда ближе армянскому «тагавор» («царь»), нежели «тагадир». Так все станет на свои места, и под Тагауром в данном случае подразумевается не конкретный правитель, а некая абстракция.
«Тага» как прародитель мог появиться позже из искажения названия, хотя и он мог развиться самостоятельно на основе армянского «таг» —
«корона». В то же время мысль Тулатова о багратидском происхождении не лишена смысла. Возможно, «тагаурские алдары» произошли от представителя грузинских Багратионов, которые сами были ветвью рода Багратуни.
Были и другие попытки определить историческое происхождение тагауров. Габриелян связывал происхождение тагаурских алдаров с армянским царем Аршаком II. Он использует цитату из Мовсеса Хоренаци, где тот указывает на бегство Аршака в Аланию.
Вообще, возникновение феодализма в Осетии объясняют влиянием кабардинского феодального строя. Развитие феодальных отношений
объясняли внешним влиянием. При этом само сословное разделение существовало только в Дигории и Тагаурии, а не во всех осетинских обществах. И только на этих землях были алдары. Появление феодальных отношений в Дигории объясняли вступ-лением дигорской знати в вассальную зависимость от кабардинских князей. В контакте с ними и сформировался сословный строй. Этот факт подтверждают дигорские фамилии, многие из которых имеют балкарское происхождение.
В целом многие осетинские элиты имели иностранное происхождение, и феодализм утверждался в местах наибольшего контакта с соседними феодальными государствами. И, по аналогии с дигорцами, можно придти к выводу, что под влиянием армянских дворянских родов (которые могли, опять же, быть из Грузии) в Тагаурии и сложились феодальные отношения. Но пока что так и не определено, кем же конкретно были армянские прародители тагаурских алдаров, и этот вопрос остается открытым.
Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *