nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Гариб Михайлович Бабаян, руководитель центра стратегических исследований Университета Месроп Масштоц, проректор Университета Месроп Маштоц, к.ф.н., профессор.

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются актуальными для любого государства и общества. Особую актуальность эти вопросы приобретают в современных государствах де-факто, которые образовались после развала бывшего СССР. Как правило, все данные государства прошли через войны и разрушения, через борьбу за свое элементарное существование, через насилие и жестокости, которые достались на долю народов, захотевших только одного – жить так, как они хотели жить, быть независимыми и свободными, жить достойно и не находиться под колониальным гнетом, куда они попали по прихоти партийных и большевистских чиновников.
Поколение 50–60-х годов 20-го века в таких странах, как Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, через навязанные им жесточайшие войны, в неравных схватках отвоевали свою независимость и право на достойную жизнь. Однако проблемы послевоенной мирной жизни также оказались весьма и весьма сложными, порою противоречивыми и не всегда легко преодолимыми.
Среди множества послевоенных проблем в так называемых государствах де-факто особое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения молодежи в традициях терпимости, толерантности, в отходе от каких бы то ни было проявлений радикализма и крайностей. Нам представляется, что опыт Арцаха (Нагорного Карабаха) может быть интересен для других стран, особенно стран постсоветского пространства.
Дело в том, что сейчас в вузах Арцаха обучаются студенты, чьи родители воевали за свободу своей родины; у многих студентов отцы погибли во время арцахо-азербайджанской войны 1991–1994 годов. Поэтому очень сложно бывает профессорско-преподавательскому составу учить этих детей толерантности и уважению к своим соседям, которые войной пошли на их родину, которые убили их отцов и близких родственников, и память об этих потерях еще свежа. Все это так, однако нам крайне важно, чтобы наши дети, наша молодежь не была озлобленной, не росла в ненависти к кому бы то ни было, не росла с ожесточенной душой, ибо жестокость, как правило, порождает жестокость, а ненависть порождает ненависть. Осознание этих истин и является тем самым императивом важности задачи воспитания молодежи и подрастающего поколения, которая стоит перед государством и народом Республики Арцах.
Институционально проблемой молодежи и подрастающего поколения занимается, в первую очередь, государство, уделяющее огромное внимание, силы и средства данной проблеме, которая по определению является проблемой номер один для молодого арцахского государства, потому как это вопросы обороноспособности государства, вопросы национальной безопасности, демографии и, соответственно, перспективы государственности, вопросы духовного здоровья будущего общества и многие другие вопросы, которые, несомненно, определяют поступательное развитие общества и государства. Осознание важности этих и других задач и предопределило всю серьезность отношения арцахского государства к проблеме молодежи и подрастающего поколения.
Важным дополнением к государственному подходу к проблеме подрастающего поколения в Арцахе (Нагорном Карабахе) являются традиционные армянские политические партии, где имеются молодежные подразделения, комитеты, крылья и т. д. Эти молодежные подразделения также активно занимаются вопросами воспитания подрастающего поколения, при этом вовлекая их в работу внутрипартийной жизни, готовя тем самым будущих партийных членов и лидеров этих партий. Необходимо отметить, что эта деятельность «старых», традиционных армянских партий, а также новых арцахских партий, которые возникли после войны, приносит свои ощутимые плоды в деле идеологического, политического, патриотического и нравственного воспитания молодого поколения в духе традиционно-патриотических и моральных ценностей и поведенческих императивов.
Следующим важным звеном в системе воспитания молодежи и подрастающего поколения в Арцахе являются вузы и средне-специальные учебные заведения. Причем необходимо отметить, что в 150-тысячном Арцахе на сегодняшний день функционируют шесть вузов и филиалов вузов, а также несколько средних специальных учебных заведений, которые в основном распологаются в городах Степанакерт и Шуши.
Традиционно арцахские армяне исторически и генетически предрасположены к занятиям науками. И в Арцахе образование имеет очень древние корни. Достаточно напомнить, что свою первую школу святой Месроп Маштоц открыл в монастыре 4-го века Амарас, который находится в Арцахе.
А во времена Российской империи и в советское время многие выходцы из Нагорного Карабаха получили образование в самых лучших вузах как России, так и Европы. Примечательно, что представители арцахского армянства добились больших успехов в сфере образования и науки и в сфере военного искусства, став докторами наук, профессорами, академиками, генералами, маршалами и адмиралами.
Помимо указанной выше проблемы поколения детей участников национально-освободительной войны 1991–1994 гг., сегодня в деле воспитания толерантности молодежи есть ряд мешающих негативных факторов. Основным таким фактором является пропагандируемая в соседнем Азербайджане антиармянская ненависть, которая полностью поддерживается правящим режимом. Необходимо подчеркнуть, что эта армянофобия, граничащая с расизмом, идет не снизу, не от азербайджанского народа, и не является неким социальным заказом, требованием, посылом со стороны общества и народа. Наоборот, азербайджанскому народу и обществу сверху, со стороны правящего режима навязывается ненависть к армянскому народу, ко всем армянам мира, независимо от гражданства и места жительства. Президент Азербайджана И. Алиев в своих речах объявил всех армян мира врагом номер один азербайджанского народа. Здесь важно отметить, что клан и род И. Алиева по своему национальному происхождению никакого отношения к азербайджанскому народу не имеют, а являются курдами. Нагнетаемая ненависть ко всему армянскому настолько возведена в ранг государственной политики в нынешнем Азербайджане, что трусливого банального убийцу Р. Сафарова, за то что тот порубил топором спящего армянского офицера, который вместе с ним находился на курсах по изучению английского языка, организованных НАТО в Будапеште (Венгрия), объявили национальным героем, повысили в звании и всячески чествовали на государственном уровне. Это является показателем той политики расизма, которая в Азербайджане нынешним его режимом возведена в ранг государственной политики. Поэтому очень сложно при таком отношении к армянам со стороны соседнего государства воспитывать подрастающее поколение арцахской молодежи в духе толерантности и уважения к этим же соседям. Однако необходимо исходить из того факта, что нашим двум народам жить рядом и быть соседями. Поэтому любая человеконенавистническая политика по отношению к соседу обречена на провал и будет ошибкой по отношению к будущим поколениям. Осознание данного факта и уважение к подрастающему поколению арцахских детей и является тем самым императивом, благодаря которому в вузах Арцаха ведется целенаправленная и глубоко продуманная работа по воспитанию как патриотизма, так и толерантности и уважительного отношения ко всем народам, в том числе и соседним. Народам, живущим по соседству, необходимо уважать права и свободы друг друга, традиции и обычаи, религиозные, нравственные и другие нормы и принципы, образ мыслей и образ жизни друг друга, одним словом – быть цивилизованными и толерантными к своим соседям. Успешный опыт Нагорного Карабаха (Арцаха) в деле воспитания подрастающего поколения арцахской молодежи в духе здорового патриотизма, интернационализма и толерантности может послужить примером для всех молодых государств, которые образовались в 20-м веке, а также будущим новым государствам, которые, несомненно, еще возникнут в мире в 21-м веке.

 

Один ответ

  1. Правильная и нужная статья!
    Однако, следует одновременно напоминать этим же студентам, что пока Республика АРЦАХ не будет официально признана мировым сообществом, и в первую очередь независимость АРЦАХА должна признать АР, они (студенты) должны быть готовы защищать свою независимость!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *