nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Оставив позади десятки стран Европы, я прибыл в Италию, вернее, в Рим. Одному Богу известно, как долго я мечтал оказаться в «Вечном городе», стократ воспетом лириками! Говорят, Италия магически притягивает. Если здесь побывать хоть раз, то обязательно вернешься. Работает. Проверено на себе. Прежде я никогда не бывал в этой стране. Но стоило заглянуть однажды, как последующие полтора года я снова и снова возвращался сюда. И так аж пять раз. Мистика да и только! С каждым приездом я все плотнее знакомился со славным прошлым армян этой страны, о котором я и поведаю, начиная со столицы Рима.
Прибыв в Рим поздно вечером, я не стал терять ни минуты – «сбросил» свой багаж в отеле и отправился к своим детским грезам, к Колизею. Конечно, можно было дождаться утра. Но не в этом случае. Мне казалось, что утро никогда не наступит. А Колизей…. Вот он, рядом. Каких-то пара километров – и я у грез своих юношеских.
Самое массовое туристическое место постепенно пустело. Время было уже позднее. Но величественные развалины Колизея куда более величественно смотрелись в ночи, чем днем. Помехой послужил ливневый дождь, который вмиг превратил перерытые дороги у Колизея в грязь. Вот уже пятый год римские власти строят здесь очередную станцию метро. Часть стен Колизея огорожена забором. За ним же оказались и те самые знаменитые карты Римской империи, на которых владения Цезаря граничат с Арменией Великой. Как известно, эта карта часто наводит «ужас» на некоторых соседей сегодняшней Армении. Ночной променад не удался. Промокши до нитки, я поспешил в отель…
Осмотр Рима начал с утра. Римская весна за ночь расчистила небо от туч и облаков. Дождя словно не было. Вооружившись камерой, я стал бродить по «Вечному городу», который, как говорят цифры, младше Еревана на 29 лет.
Насладившись Колизеем вдоволь, я отправился вверх по Via dei Fori Imperiali. По пути то и дело встречались различные античные строения и развалины – Рим он и есть Рим. С одной стороны Триумфальная арка Тита, а сразу за ней храм Венеры и Рома. Снова Триумфальная арка. На этот раз Септимия Севера. Рядом – Римский форум. И снова храмы, храмы, храмы… Храмы, посвященные древнеримским богам. Картина окружающей античности сменилась, когда я оказался на Piazza Venezia. Здесь я и ахнул, уставившись на здание, которым был впечатлен куда больше, чем Колизея – Витториано. Строительство проекта длилось 50 лет, с 1885 до 1935 гг., и посвящен шедевр первому королю объединенной Италии Виктору Эммануэлю II. Это красивейшее сооружение Европы в стиле эклектики сложно найти в проспектах для туристов, чаще всего оно незаслуженно не удостаивается вниманием итальянскими гидами всего лишь по той причине, что на протяжении 10 лет в здании размещалось фашистское правительство Бенито Муссолини. За стенами этого сооружения давались приказы по уничтожению албанцев, эфиопов, ливийцев, команды на искоренение тысяч инакомыслящих итальянцев. В Италии и сейчас модны фашистские идеи в молодежных кругах, однако правительство страны старается особо не распространяться о грязных делах своих предшественников. Оттого и сооружение Витториано если и представляют гостям Рима, то только ради монумента короля Виктора Эммануэля II, расположенного у цент-рального фасада здания.
Впрочем, Рим и без Витториано богат на достопримечательности. Все его семь холмов только из них и состоят. Здесь оживают не только античные каменные сооружения, которые когда-то мы видели в учебниках «Истории Древнего мира», но и сам Тибр. Ведь воды этой реки, цвета мочи, старше самого Рима, и река тоже часто упоминается в учебниках. Чуть поодаль от Тибра храм, напоминающий Гарни. До 1571 года это сооружение называлось храмом «Святой Марии – покровительницы проституток». Видимо, имеется в виду Мария Магдалина, которая в традиции католической церкви представляется не только в качестве христианской святой, но и кающейся блудницы, каковой она была до того, как стала христианкой. В средние века в храме исповедовались проститутки. Но с приходом на трон папы Пия V римских проституток лишили храма и передали его во владение Армянской католической церкви. Последняя, в свою очередь, отправляла богослужение в этом храме ровно 350 лет, до 1921 года. Теперь в Риме две армянские церкви – одна, более новая, принадлежит Армянской Апостольской церкви, вторая – Армянской католической. Кстати, армянам-католикам в Риме не нужно было особо напрягаться и строить свои храмы. Ими их обеспечивали папы. Например, Chiesa di San Nicola da Tolentino (Армянская католическая церковь Сурб Никогайос), как и в свое время храм Святой Марии – покровительницы проституток, был передан папой Львом XIII во владение армяно-католикам в 1883 году. Поэтому внутреннее убранство храма хоть и на армянскую тематику, но само строение в стиле римской архитектуры. Проходя мимо, не сразу можно узнать в храме типичную армянскую церковь. Но стоит войти, видишь, как армянские христианские мотивы тесно переплетаются с католическими.
На сегодняшний день в Риме живут около 600 армян. Часть из них католики, другие придерживаются традиционного направления армянского христианства. Сами же армяне, хоть и не патриции, но далеко не «плебеи» в Вечном городе. Об армянах в своих книгах упоминал и самый известный итальянский классик, писавший о Древнем Риме, Рафаэлло Джованьоли, особо прославившийся книгой «Спартак». В этом историческом романе, хоть и вскользь, автор упоминает Великую Армению и проводит исторические параллели между двумя государствами и народами.
Итальянцы издревле нация читающая и созерцающая. Колизей – тому свидетельство. И неудивительно, что именно в Риме античный поэт-сатирик Ювенал для описания устремлений римского народа выразился фразой, ставшей крылатой – Panem et circenses (Хлеба и зрелищ!). Для кого-то крылатой, а для кого-то буквальной. Например, для Саркиса Галчяна, который владеет собственной театральной труппой. За свои молодые годы Саркис реализовал три разножанровых постановки – трагикомедия «Телегония», комедия в стиле кабаре «Библиотека танго» и драма, посвященная геноциду армян, «Величайшее зло». Все актеры – итальянцы. Кроме супруги Саркиса Марине.
– В настоящее время поставили еще один спектакль «Huis close» по пьесе Жан-Поля Сартра, – говорит Саркис Галчян. – Режиссером выступила Марине. Начало положено хорошее. Пока ездим с гастролями по Италии, но надеемся, что наши постановки увидят и российские, армянские зрители. Что касается «Величайшего зла», то он у нас в репертуаре каждое 24 апреля. Итальянский зритель очень требовательный, нам крупно повезло, что постановка, посвященная геноциду армян, трогает их сердца. Это видно по бурным аплодисментам и лицам зрителей после окончания спектакля.
Дни, проведенные в Риме, промчались незаметно. Словно оплакивая мой отъезд, весенний мелкий дождь сопровождал меня по дороге в Фьюмичино. Было грустно расставаться с этим городом. А тут еще и динамики в такси зазвучали старой и доброй Lasciatemi cantare Тото Кутуньо, отчего стало еще грустнее. Так, с дождем и итальянской эстрадой, к полуночи я добрался до автовокзала, откуда меня ожидал путь в Пескару, а затем в Равенну – город побед, город «армянского средневековья», о котором вы, мои читатели, узнаете в следующем номере «НнД». Не пропустите! Ибо описание моего армянского вояжа по Италии только начинается.
Вадим АРУТЮНОВ,
Италия, Рим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *