nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

17 июля исполнилось бы 90 лет со дня рождения народной артистки России, актрисы Ростовского академического театра драмы имени М. Горького, театрального педагога Клары Николаевны Абашиной.

Уроженка Астрахани, она окончила Одесское театральное училище, работала в театрах Одессы, Астрахани, Тамбова. Однако самая значительная часть ее жизни связана с Ростовом-на-Дону. Сюда она приехала вместе с мужем – режиссером и театральным педагогом Михаилом Ваховским в мае 1966 года. Их пригласили на работу в Ростовский драмтеатр, который в то время считался одним из лучших театров страны. Клара Николаевна не просто сразу и безоговорочно влилась в блистательную труппу театра, но более того – она очень скоро стала одной из ведущих актрис. Можно долго перечислять спектакли, в которых она была занята в главных ролях – Ада Квонсет в «Аэропорте» А. Хейли, Варвара в «Последнем сроке» В. Распутина, Нитуш в «Мадемуазеле Нитуш»
Ф. Эрве, Валентина в «Валентин и Валентине» М. Рощина… Работ было много. Разных, интересных. Она одинаково хорошо владела мастерством острого характера и тонкого лирического рисунка роли. Умела передать глубокие психологические оттенки своей героини, ей была подвластна глубина постижения художественной правды. Как актриса она, бесспорно, обладала яркой художественной индивидуальностью, многогранностью. Это позволило ей стать любимейшей актрисой ростовской театральной публики. Она пользовалась всеобщим авторитетом и уважением среди коллег – актеров. Что, как известно, случается редко во внутритеатральной среде. Долгие годы Клара Николаевна руководила парторганизацией театра. А когда, в середине 80-х, был образован Всероссийский фонд культуры, ее попросили возглавить Ростовское отделение.
Словом, жизнь Клары Николаевны в 80-е годы была заполнена до предела – театр, семья, общественная деятельность… Но! Грянула катастрофа армяно-азербайджанского конфликта. В Ростов потянулись беженцы-армяне из Баку, Кировабада, приграничных с Нагорным Карабахом селений. Могла ли эта женщина с простым и прекрасным русским лицом, человек, в котором воплотились лучшие черты русского характера – сострадание, честность и действенность, остаться в стороне от этой трагедии? Конечно – нет!
Каждый, кто интересуется жизнью донского армянства новейшего периода, знает, что в ноябре 1988 года в Ростове было зарегистрировано «Армянское культурно-просветительское общество «Нор-Нахичеван». Что первым председателем был избран основатель общества, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ростовской государственной консерватории Крикор Хурдаян. Об этом, ставшем уже историческим, факте неоднократно упоминалось в газетах, по радио, телевидению. Но куда реже говорится о том, что рядом с Крикором Хурдаяном в эти дни создания общества стояли еще три человека. Отнюдь не армяне по национальности, они подставили свое плечо донским армянам, заявили о своей готовности помогать им всемерно в этом благородном деле возвращения национальной памяти. Эти имена не просто следует озвучить еще раз в преддверии празднования 30-летия общины. Мы, донские армяне, должны знать и помнить их всегда. Это председатель Ростовского отделения Всероссийского фонда культуры, актриса Ростовского театра драмы имени М. Горького Клара Абашина, ее заместитель по работе фонда, председатель Донского Союза кинематографистов, сценарист Аркадий Агафонов и первый секретарь Пролетарского районного комитета КПСС Владимир Чуб.
Когда-то Кларе Николаевне довелось сыграть в ростовском драмтеатре роль Матери (Марии) в спектакле, поставленном по роману Виталия Закруткина «Матерь человеческая». В нем женщина, потерявшая в Отечественную войну родных детей, нашла в себе силы стать матерью для других, прибившихся к ней на разграбленное подворье сирот войны. Она не делала различия, кто они по национальности и откуда родом. И когда в сожженное село вошли первые советские солдаты, она представила этих детей как своих. Что было правдой! Она стала Матерью всех обездоленных войной детей мира.
Невидимая обычным глазом связь между событиями разных лет, происходящих в жизни одного и того же человека, порой просто потрясает. Эта роль Клары Николаевны Абашиной стала и своего рода девизом всей ее жизни.
В трудные для армян годы конца 80-х (землетрясения, межэтнические конфликты) она была рядом с нашим народом. Поддерживала его. Она участвовала в закладке Хачкара (Камень-Крест) у подножия Музея Русско-армянской дружбы, бывшего армянского монастыря «Сурб Хач», она присутствовала на аукционах, проводимых для сбора средств в помощь беженцев, она выступала по радио…
Спасибо, Клара Николаевна, за этот материнский порыв, за все то доброе, что сделали вы для нас — армян Дона. Низкий вам сыновий и дочерний поклон…
Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *