nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», значительную роль в градообразующем центре города играли церковь и базар. Точнее сказать, что город стоял на «трёх китах» – это кафедральный собор Григория Просветителя, соборная площадь и базар. Как только армянские переселенцы прибыли на Дон, они сразу стали строить жилые дома и церкви. Первое время бедные переселенцы жили в землянках. А зима с 1779 на 1880 год выдалась суровой. Армяне не привыкли к таким лютым морозам. Не все пережили ту зиму. Но никто не падал духом. Свою новую жизнь крымские армяне начали с возведения церквей.
О.Х. Халпахчьян в книге «Архитектура Нахичевани-на-Дону» писал: «Каменные церкви конца XVIII- середины XIX веков были построены нахичеванцами в архитектурных формах русского классицизма, так как возводить храмы в традициях армянского зодчества запрещалось… Поэтому вполне естественно, что авторами проектов армянских культовых зданий выступали в основном русские зодчие, реже армянские, получившие архитектурное образование в столице Российской империи».
Если посмотреть на план Нахичевани, то вы обратите внимание на планомерное распределение церквей по всей территории города. В центре Нахичевани находился кафедральный собор Святого Григория Просветителя. Вокруг него, на значительном удалении, располагалось ещё шесть церквей. Даты основания армянских храмов и время их строительства говорят о том значении, которое придавали армянские переселенцы строительству храмов. Думаю, никто не будет отрицать, что здания храмов представляли собой немалую архитектурную ценность и являлись украшениями города. Да и сегодня армянский храм Сурб Хач является, несомненно, украшением Ростова, а храм Сурб Арутюн (на площади Толстого) стал визитной карточкой Нахичевани.
Обычно армянские церкви скромны в своем убранстве. У армян не принято золотить купола. Но красота этих храмов особая. Пусть немного суровая, но уходящая в традиции первоначального христианства. Тем более что армяне в Закавказье и в Крыму не могли себе позволить хранить в храмах золотые украшения. Они боялись постоянных набегов чужеземных завоевателей. Но храм Святого Георгия в Нахичевани был особым. Георгиевская церковь вообще занимала особое место. Она располагалась почти на Ростово-Нахичеванской меже, как бы была «выдвинута» в сторону крепости Димитрия Ростовского. Храм имел великолепное убранство. Как пишет В.В.Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», можно предположить, что такое великолепное внутреннее убранство храма было не случайно. Ведь еще в этой церкви хранились и уникальные культовые святыни армянских переселенцев. Это было сделано специально, чтобы продемонстрировать жителям соседней крепости образцы своей духовной культуры и искусства. Ведь многие обитатели крепости Димитрия Ростовского с интересом заходили в храм Святого Георгия, чтобы познакомиться с образом жизни донских армян.
Как я уже писал, армяне всегда боялись набегов чужеземных завоевателей. Поэтому традиционно строили храмы с большими подвалами и с секретными подземельями, чтобы в них можно было прятать свои реликвии. Храмы в Нахичевани также строились с большими и глубокими подвалами. Некоторые из этих подвалов до сих пор хранят свои тайны. Так, например, газета «Южный телеграф» в начале двадцатого века писала: «В 1909 году во время работ по устройству алтаря в армяно-григорианском соборе староста Чугаев обратил внимание на уступ, замурованный кирпичом. По снятии кирпичей оказалась каменная лестница, ведущая в подземное помещение. Оно находится под алтарем храма, имеет железные скрепы и, очевидно, было предназначено для тайного хранения церковного драгоценного имущества. О существовании подземного помещения никому не было известно».


Как я уже писал, армяне, наученные своим горьким историческим опытом, старались обезопасить свои церковные реликвии, старинные книги, рукописи, как могли. Поэтому под храмами и были глубокие подвалы и тайные подземелья. Что же хранилось в подземелье этого собора? Это так и осталось неизвестным. Думаю, что еще много подобных загадок хранит в себе старая Нахичевань. Ведь и под своими домами нахичеванцы рыли глубокие подвалы и тайные хранилища. Но это уже другая история.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *