nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В истории любой страны есть такие моменты, за которые честному и порядочному человеку бывает стыдно.

О таких эпизодах прошлого не хочется говорить, но я считаю, что делать это необходимо. И необходимо говорить об этом не для того, чтобы смаковать обиды, высказывать претензии или разжигать национальную рознь. Упаси Господь! Необходимо вспоминать трагические ошибки прошлого для того, чтобы подобное не повторялось никогда вновь. Я веду речь о еврейских погромах 1905 года в Ростове-на-Дону.

Почему я решил вспомнить об этих погромах? Потому как ростовский погром 1905 года считается одним из самых крупных в Российской империи после одесского. Почему же произошел еврейский погром в Ростове в 1905 году? По мнению некоторых историков, инициатором этих погромов в России вообще и в Ростове в частности стала так называемая «правая оппозиция». Это были люди, которые являлись противниками курса реформ российского правительства. Хотя, конечно, в самом правительстве того периода времени были тоже люди разных взглядов и убеждений. Суть этих реформ заключалась в трансформации феодально-самодержавного абсолютизма в конституционную монархию. Эти реформы активно поддерживала русская буржуазия. Так вот, «правая оппозиция» надеялась скомпрометировать идею политических свобод и добиться отмены царского Манифеста о даровании этих свобод от 17 октября 1905 года. По мнению оппозиции, в стране должны были начаться волнения и еврейские погромы. На что «правая оппозиция» сказала бы царю, мол, видите, до чего ваша демократия страну довела.

Считается, что движущей силой еврейских погромов были члены Союза русского народа. В Ростове еврейские магазины громили портовые грузчики. Одним словом, люмпен-пролетариат. По данным историков В. Вареника и В. Сидорова, в городе были разграблены и сожжены все еврейские и смежные с ними нееврейские магазины («под горячую руку» попались и армянские лавки), дома на улицах Большой Садовой, Богатяновской, Таганрогской, Соборной, Старопочтовой (ныне Станиславского). Были сожжены торговые ряды на Старом базаре и вокруг него. Выгорела почти вся центральная часть города и районы, прилегающие к набережной. Три дня в городе царило безвластие, бушевали пожары. По воспоминаниям современников, зарево над Ростовом было видно за 30 верст.

Евреи пытались обороняться. Как пишет В. Сидоров, отряд еврейской самообороны успел соорудить баррикаду на улице Московской (в районе нынешнего Газетного переулка). Но эта баррикада продержалась только четверть часа. Черносотенцы ее быстро разгромили.

Есть еще одна очень интересная страница в этой печальной истории. Нахичеванцы, как и евреи, боялись черносотенцев и погромов. И к ним на помощь пришли дашнаки, в том числе армянские добровольцы, которые вели освободительную борьбу против Османской империи. Об этих страшных днях в истории Ростова хорошо написано в кандидатской диссертации Сурена Альбертовича Манукяна, которая называется «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.)». Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Н.А. Казарова.

Думаю, надо пояснить читателям, кто такие дашнаки? И как они оказались на донской земле? Дашнаками называют представителей армянской партии Дашнакцутюн. Эта одна из старейших партий Армении. Ее полное название — Армянская революционная федерация Дашнакцутюн («Армянское революционное содружество»). Создана партия была в 1890 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) в Грузии. Эта партия социалистического толка. Она существует и по сей день.

Является членом Социалистического Интернационала. Популярна среди представителей армянской диаспоры за рубежом. Как я уже писал, партия была основана в Тифлисе в 1890 году представителями нескольких революционных кружков — демократом Христофором Микаеляном, народником Ростомом Зорьяном и анархистом Симоном Заварьяном. Целью партии было не только построение социализма. Дашнаки хотели создать независимое армянское государство на территории Западной Армении, которая находилась под властью Османской империи.

Евреи свободно жили в Нахичевани-на-Дону, они хорошо ладили с армянами. В Нахичевани у евреев был даже раввин. В газете «Донская пчела» (май 1889 года) вы можете прочитать о том, что 15 мая 1889 года, состоялось торжественное открытие и освящение Нахичеванского водопровода, на котором присутствовали именитые граждане Нахичевани и Ростова, священники, руководство двух городов. Как пишет газета «Донская пчела», в торжественных мероприятиях принимало участие Нахичеванское еврейское общество во главе с раввином Ямпольским.

Думаю, что эти факты ярко свидетельствуют о том, что евреи жили в мире и согласии с армянами, русскими и представителями других национальностей в Нахичевани-на-Дону.

В кандидатской диссертации «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.)» Сурен Альбертович Манукян пишет, что, по имеющимся архивным данным, в Нахичевани в дни еврейских погромов в Ростове-на-Дону расположилась хорошо вооруженная дружина дашнаков, имеющая боевой опыт, численностью до 150 человек. Дашнаки взяли под охрану Ростово-Нахичеванскую межу. То есть границу между Ростовом и Нахичеванью. Более того, еще в феврале 1905 года гласный Нахичеванской Думы, лидер российских кадетов Г.Х. Чалхушьян в составе армянской делегации направился на встречу с ростовским градоначальником Коцебу фон Пиларом. Он прямо заявил Пилару, что нахичеванцы опасаются погромов и черносотенцев. Чалхушьян просил обеспечить безопасность армянского населения города. При этом армяне заявили, что ничего против рабочего движения не имеют. (Дело в том, что 1905 год — это еще и год первой русской революции). Но если власти не смогут обеспечить в Нахичевани безопасность, то тогда это сделают местные жители. Армяне оставляют за собой право на самооборону. У дашнаков был принцип. Они не скрывали, что вступят в схватку только тогда, когда «начнут бить армян». Все остальное, кроме свободы и независимости Армении, их не интересовало. Они не хотели портить отношения с царским правительством, тем более принимать участие во внутриполитических разборках. А нахичеванцы действительно боялись погромов. Ведь в том же 1905 году были армянские погромы в Баку. Как считают историки, создание дашнаками отрядов самообороны в Нахичевани во многом спасло армян от погромов. Ведь еврейское население Ростова защищать оказалось некому.

Казачьи конные разъезды и вооруженный отряд дашнаков на границе Ростова и Нахичевани удержали погромщиков от нападения на армян.

И так уж получилось, что вооруженный отряд дашнаков спас от погромов и евреев Нахичевани. Думаю, если бы город Нахичевань-на-Дону оказался в то время беззащитным, то черносотенцы точно пришли бы бить «черномазых» и «жидов».

Так что в истории нашего города были разные события, в том числе и такие печальные. Но, как я уже писал, свою историю следует знать и помнить, чтобы извлекать уроки из прошлого. Для того чтобы никогда подобное в нашем городе не повторилось вновь.

Россия уникальная страна — это целая цивилизация, которая объединяет в себе разные народы, культуры, религии. И очень важно, чтобы в нашей многонациональной стране царил мир и межнациональное согласие. От этого зависит будущее всей нашей страны. Ведь без межнационального согласия, дружбы и мира между народами не будет существовать наша Родина. Вспомним печальную судьбу Советского Союза. Конечно, Советский Союз развалился по многим причинам. Но не будем забывать, что межнациональные конфликты сыграли в этом немаловажную роль.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *