nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В свое время была популярна версия о родстве между армянами и амаликитянами. Последние известны из Библии как один из народов Ханаана, выступивших первыми против пришедшего из Египта еврейского народа. И хоть абсурдны были доказательства этой «теории», не нужно забывать, что есть реальные свидетельства упоминания армян и амаликитян как синонимов.

В «Жизнеописании византийских царей» под авторством так называемого продолжателя Феофана в описании правления Льва V повествуется следующее: «И хотя согласны были с ними супруга царя Прокопия и некто Мануил из амаликитян, в то время протостратор, сказал царь, что не хочет видеть царства, истекающего братской кровью». Кем же был этот «Мануил из амаликитян»?

В дальнейших главах, посвященных Феофилу и Михаилу II, вновь упоминается Мануил. На этот раз как «человек невероятной храбрости, хорошо известный врагам, был родом из Армении».

Мануил позже командовал войсками при Льве V. Здесь также сказано, что он при Михаиле был протостратором, первым конюшим. Также в книге IV он упомянут как «Мануил, родом армянин».
Мануил был действительно известной личностью, как, впрочем, и масса других армян в истории Византии, особенно полководцев. За спасение царя во время боя он был прозван «спасителем и благодетелем». Позже Мануила тайно предупредили, что его планируют убить, и тот поднял мятеж против царя, перейдя в стан арабов и там получив не меньшую славу. Царь сделал все, чтобы вернуть его назад. Ему удалось убедить его вернуться обратно, с прощением ему мятежа.

Мало того, считается, что именно Мануил побудил вернуть иконопочитание в Византию. Когда он заболел тяжелой болезнью, то монахи сказали, что вылечится он только после поклонения иконам и если убедит сделать то же и власть страны. После выздоровления он обратился к императрице Феодоре (тоже армянского происхождения) и нашел у нее аналогичное желание. Так и завершилась эра иконоборчества.

«Жизнеописание» состоит из разных хроник, которые писались разными авторами, условно объединенными как «продолжатель Феофана». Один автор назвал Мануила «амаликитянином», другой «армянином». В чем же причина? Вышеописанная биография Мануила отбрасывает аргумент, что он был так порочен или зол, чтобы его обозвали «амаликитянином» в контексте их ассоциации со злом.

Да и это крайне абсурдный аргумент. «Амаликитяне» как эвфемизм зла употребляются в основном в иудейской и особенно в каббалистической литературе. В христианской литературе они редко используются в этом контексте. Комментаторы текстов, однако, сами не знали, почему Мануил стал амаликитянином.

В то же время причиной подобного являются самые обычные проблемы средневековой историографии, использовавшей архаичные топонимы для обозначения современных мест и народов, а также путаница между мифическими и реальными корнями отдельных личностей.

Яркий тому пример — это сам Лев V Армянин, который в хронике упомянут как имевший с одной стороны ассирийское, а с другой армянское происхождение. Объяснение ассирийских корней очень простое: сам Лев V был из рода Арцруни, который себя возводил к братьям ассирийского царя Синаххериба. Отсюда авторы и приписали ему ассирийское происхождение.

Амаликитяне же гипотетически могли выступать для обозначения территории Сирии и Аравийского полуострова, так как в поздней традиции предполагалось, что они покинули территорию Ханаана, а то и вовсе были арабским племенем. Возможно, к этому прибавилась появившаяся из-за Льва V путаница между армянами и ассирийцами, которая привела к тому, что Мануил стал амаликитянином.

Есть и другие упоминания амаликитян, например, в стихотворении Иоанна Геметра «Прощание с родиной», где говорится, как в восстании в Болгарии против Комитопулов участвовали «амаликиты». Видимо, в традиции того же хрониста, Геметр обозначил так «армян», что не удивительно, так как армяне тогда составляли немалую часть населения Фракии.

Таким образом, мы видим, что редкие упоминания армян как амаликитян связаны с архаичной топонимикой средневековых авторов и с естественными для того времени путаницами и ошибками в именах народов и происхождении деятелей. Никаких скрытых смыслов за этим не стоит, и никакого реального родства между армянами и семитским племенем амаликитян не существует.

 
Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *