nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Монте Мелконян как-то сказал, что, потеряв Арцах, мы закроем последнюю страницу своей истории. Мы, конечно, не потеряли его. Потеряем мы его тогда, когда фотографии Шуши издалека будут идентичны снимкам Арарата из Еревана, с такими же комментариями под ними. Пока раны свежи, а враг точит зубы на самый болезненный для него регион — Зангезур.

Проблема Зангезура в азербайджанской политике в том, что это барьер между Азербайджаном и Нахичеваном. Этот барьер не удалось разрубить из-за мощного сопротивления с декабря 1920 года по июль 1921 года, возглавляемого Гарегином Нжде. С тех пор и до нынешних дней Сюник не оспаривался. То есть здесь не было даже дипломатической победы ввиду особого статуса региона.
Вообще вся линия Нахичеван-Сюник-Арцах представляла из себя, как ни странно, одно целое. Арцах неоднократно упоминается как «Малый Сюник», да и вообще-то Лачин с Санасаром и Ковсаканом являлись когда-то Сюником. Нахичеван же, а точнее гавар Гохтн, управлялся сюникским родом и принадлежал сюникской епархии.

В XVIII веке армянская государственность удерживалась именно в Арцахе и Сюнике — в меликствах Хамсы и в Капанском княжестве соответственно. Поэтому неудивительно, что Сюник всегда был тем самым «позвоночником», без которого не может существовать Армения.

Начиная с 2017 года, Азербайджан все смелее утверждал, что Зангезур якобы является азербайджанской землей. Теперь эти тезисы стали ведущими. Армении даже предлагают выплатить таким образом компенсацию, отдав Зангезур. Естественно, на этом Азербайджан не остановится, для него и Иреван будет не лишним.

Надо понимать, что Азербайджан обладает пафосом «карликовой империи», мечтающей обо всем и сразу. Для таких образований главным принципом является демографический фактор. Где жили хотя бы полтора азербайджанца — там уже их земля. Поэтому останавливаться на Арцахе не будут. Напомним, что на картах 1919 года Азербайджан был в мечтах зактатар аж до Батуми.
Делать высказывания в том стиле, что никто им не позволит атаковать суверенное государство, признак инфантилизма. Никого спрашивать они не будут. Тем более, подобные шаги что турки, что азербайджанцы всегда делают под шумок крупных политических кризисов, когда всем не до «армянского вопроса».

Вообще, предполагается наличие тут двух направлений, не считая самого карабахского, в случае, если Азербайджан пойдет на Степанакерт — это тавушское и сюникское. В первом случае азербайджанцы давно мечтали иметь приобретения, но в нынешних соглашениях такую наглость пока не позволили. Про Сюник не нужны комментарии.

Проблема в том, что Зангезур давно не является символической единицей. Условно говоря, его особый образ кончился в 1921 году благодаря безграмотному шагу Симона Врацяна по переименованию «Горной Армении» в «Республику Армения», что привело к деморализации местных сюникских армян и потере смысла в независимой борьбе.

С другой стороны, именно это позволило Сюнику сохраниться как целостной части Восточной Армении. Это имеет немалое значение, ведь теперь угроза этой области, как минимум, должна восприниматься как угроза вообще армянскому государству. Как мы видим, на одном только «духе» конкретного региона невозможно победить (особенно тогда, когда параллельно тому идет внутренний саботаж), поэтому единство границ и минимум регионализации должны стать главным постулатом Армении. Что не должно отрицать уникальности каждой области, но учитывать их суверенность от матери-Армении.

В случае утраты Зангезура конечное существование Армении можно свести к словам организатора Геноцида армян Талаата-паши — армян убьют их же камни. Окруженная полностью врагами, страна уничтожит себя сама. Поэтому Армения не должна повторить ошибки Арцаха, на который было плевать все годы независимости, рассчитывая, что «оно само» как-нибудь устроится. Или что обмен территориями вполне возможен, если бы да кабы.

Важно, конечно, отметить, что Зангезур должен обладать именно наступательным потенциалом, а не просто оборонительным. Новый Сардарапат может случиться именно на его территории, ведь в том, что будет еще одна война, и более масштабная, думаю, сомнений возникать не должно. Если некоторые армяне помнят, что стало с 36-ой турецкой дивизией и слова Вехиба-паши об армянской армии, то это должно стать стимулом не опозорить этот фундамент республики. Окруженный остаток Арцаха придется спасать и, как в свое время Горная Армения помогла Карабаху, так и сейчас именно с этой точки должен начаться процесс реванша. Иначе никак.

Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *