nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В большом зале Ростовской филармонии состоялся вечер, который меломаны города отнесли к самым заметным музыкальным событиям уходящего года — с концертом-посвящением Никола Паганини вышли к публике скрипач Гайк Казазян и пианистка Тамара Майданевич

Имя Гайка Казазяна, лауреата едва ли не самого престижного в мире музыки творческолго состязания – Международного конкурса имени Чайковского, в представлении не нуждается. Впрочем, как и Тамары Майданевич, также лауреата множества международных и всероссийских конкурсов. Концерт был, казалось, обречен на успех. Но кто бы мог подумать, что на столь ошеломляющий. Многие из сидящих в зале, людей в музыке искушенных, отметили исполнительский стиль Казазяна – высокоинтеллектуальный и, одновременно, предельно эмоциональный. Возможно ли такое сочетание несочетаемого? Ответ – да. Но лишь в случае, когда сердце научено думать, а ум – чувствовать. Это мы относим к особенностям «характера» армянской души в целом – древней, всепознавшей и…, до наивности, романтичной. Может, поэтому музыка неистового итальянца Паганини так близка армянским исполнителям.
Первый свой успех Гайк познал в десятилетнем возрасте, в качестве воспитанника Ереванской музыкальной школы имени Саят-Новы, исполняя сложнейший каприс Паганини. Да и в игре выпускницы Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова, а ныне преподавателя Московского училища культуры и искусства Тамары Майданевич слышалась и школа ее профессора Владимира Самуиловича Дайча, но и черты характера, унаследованные ею от мамы – преподавателя Ростовской консерватории, коренной нахичеванки Елизаветы Ильиничны Тащиян.
Итак, все сошлось – Ереван и Ростов нахичеванский, Казазян и Майданевич. Сошлось, но и не все. Дело в том, что хотя концерт и был посвящен 235-летию Паганини, однако на нем… не прозвучало ни одной ноты этого гениального композитора и виртуозного скрипача.
Гайк выстроил свой концерт из произведений-посвящений Паганини композиторов иных эпох, стран, мироощущений – Сарасате и Дворжак, Чайковский и Тартини, Крейслер и Франк, Венявский и Баццини… На «бис» были исполнены Глиэр и Хачатурян (легендарный «Танец с саблями»). Объединить этих разных музыкантов удалось Казазяну не только благодаря их любви и почитанию Паганини, но и своей блистательной игрой.
В последнее время музыкальные критики все чаще именуют Казазяна армянским Паганини. Сравнение лестное, что и говорить. Но и точное. Паганини, говорят, «рвал» своей неистовой игрой не только струны скрипки, но и души слушателей. Гайку, к счастью, удалось на концерте в ростовской филармонии сыграть так, чтобы все струны уцелели. Однако, говоря языком современных тинэйджеров, он буквально «порвал» зал. Встретив его вначале концерта вежливыми хлопками, слушатели от произведения к произведению аплодировали все громче и громче. Помните, Лист в рекомендациях к исполнению одной из своих пьес написал на полях: «Быстро, очень быстро, гораздо быстрее, быстро как только возможно и даже еще быстрее…»? Вот и на том концерте аплодисменты звучали громко, очень громко, громко, как только возможно… «Случилось то, что мы и называем оглушительным успехом», – заметила Алла Владимировна Ларина, один из самых уважаемых в Ростове педагогов, преподаватель музыкальной школы имени Гнесина по классу скрипки. Она пришла на концерт вместе с мамой – потомственной нахичеванкой, в прошлом также преподавателем музыкальной школы имени Гнесина Седой Гайковной.
Вообще в тот вечер в филармонии собралась едва ли не вся нахичеванская музыкальная знать. Пришел, к примеру, и Андрей Ягубянц вместе с женой Маргаритой, чтобы поприветствовать своих давних друзей Гайка Казазяна и Тамару Майданевич, послушать их игру. Выпускник ростовской консерватории, скрипач, несколько лет назад он увлекся изготовлением смычков для скрипок. И преуспел в этом деле настолько, что принял участие в конкурсе имени Чайковского. (На этом конкурсе состязаются не только исполнители, но и мастера-изготовители инструментов). Стоит также заметить, что концерт состоялся во многом благодаря спонсорскому участию в его организации РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община». Не есть ли это еще одно (пусть и косвенное) подтверждение предположения о том, что творчество Паганини близко не только Гайку Казазяну и Тамаре Майданевич, но и армянской душе, армянскому национальному характеру в целом? Что ж, попытаемся поразмышлять над этой загадкой. Может, к следующему приезду в Ростов этих замечательных музыкантов – Казазяна и Майданевич – отыщем разгадку.
Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *