nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Недавно был свидетелем одной беседы, где азербайджанец настолько запутался в себе, что за полтора часа разговора кем только себя не назвал. Говорит: «Я наполовину грек, наполовину курд, но я азербайджанец, хотя высшая похвала, если меня и нас, азербайджанцев, называют турками».

Честно говоря, всегда считал, что первой составляющей патриотизма является национальная идентичность, и только потом все остальное. Но, видимо, ошибался. Что ж, турками так турками. Тогда сегодняшнюю рубрику я посвящу теме, о которой не любят говорить в Азербайджане и которая иллюстрируется уникальнейшими отрезками в истории человечества, — о том, как народ сам себя загонял в рабство, убивал и даже… Впрочем, обо всем по порядку.
После свержения с престола султана Баязеда II в 1512 году Османский трон занял сын Баязеда II Селим Явуз. Монарх был кровожадным человеком. Он не только жестоко поступил с отцом, но и казнил трех своих братьев, 10 племянников и семерых везирей. Селим Явуз был также ревностным мусульманином-богословом. К христианам (насара) относился как к Ахль аль-китаб (Людям Писания), как и к яхуди (иудеям). Поэтому при его правлении на религиозной почве особо не страдали ни армяне, ни греки, ни евреи, ни ассирийцы. Но султан Селим Явуз был беспощаден к шиитам, называя их аль-Атфаль ряджим (Детьми проклятого), имея в виду шайтана. Поэтому первое, что сделал Селим Явуз после завладения троном, — пошел на шиитов, на восток. Это случилось в начале XVI века. Иначе говоря, почти через 200 лет как персидскую провинцию Азербайджан облюбовали туркменские племена, прибывшие из Центральной Азии. Это были кочевые и полукочевые племена афшаров, айналлу, карапапахов, каджаров. Они же и считаются отцами-основателями нынешних азербайджанцев.

Войска Селима Явуза нанесли сефевидам сокрушительное поражение, захватив Тебриз с шиитскими туркменскими племенами, устроив им кровавую баню, доселе невиданную в старой части света. Селим Явуз не щадил никого. Ни женщин, ни стариков, ни детей, устроив в 1513 году жестокую резню шиитов, истребив 45 тысяч человек в возрасте от 7 до 70 лет. Позже османский путешественник XVII века Эвлия Челеби в «Книге путешествий» (Seyahatnamesi) затронет эту тему и дополнит, что, кроме резни, войска Селима забирали в рабство девушек и юношей в свои гаремы для сексуальных утех. Таких юношей называли kuli. Они были и рабами, и плотскими «игрушками», и танцорами… Все в одном! Из книг Эвлии Челиби также известно, что османы привозили себе kuli и из Крыма. Бедняг заставляли веселить господ извращенными хороводами и плясками. Такие хореографические извращения над кули назывались Escinsellik.
Но и это еще не все. Похождения на предков сегодняшних азербайджанцев турки предприняли и в начале XVIII века. На этот раз поход предпринял султан Ахмед III и уже в Закавказье, где азербайджанские племена распространились, перейдя Аракс. Это событие ярко описывает академик Академии наук СССР Ольга Петровна Маркова в своем научном труде «Россия, Закавказье и Международные отношения в 18 веке». В частности, она пишет:

«Еще большую нетерпимость, доходившую до человеконенавистничества, проявили турки в отношении азербайджанцев — мусульман шиитского толка. Постановлением чрезвычайного совета турецкого правительства (6 августа 1722 г.) им была объявлена священная война. Три фетвы муфтия, опубликованные в связи с этим, призывали уничтожать мужчин и захватывать в рабство женщин и детей. Имущество шиитов объявлялось законной добычей турецких солдат.
Командовавший созданным в середине 1725 года Низовым корпусом князь В.В. Долгоруков доносил в следующем году из Астрахани Верховному тайному совету, что разбежавшиеся при турецком нашествии «басурманские народы» (т.е. азербайджанцы-шииты) продают своих детей русским и армянам «в вечное и временное услужение».

Как вам «высшая похвала» назвать азербайджанца турком? По-моему, с такой похвалой азербайджанцу не мешало бы назваться «армянином» или «русским», учитывая, что именно они спасали азербайджанских детей, когда «братья родные» (турки) занимались убийствами и грабежами азербайджанского населения. Но что мы сегодня видим?

В отличие от армян, азербайджанцы просто предали забвению память предков, а свою страну превратили в очередной турецкий вилайет, где развеваются по ветру не только азербайджанские, но и турецкие флаги. В 90-х войну выиграли именно армяне в честном контактном бою. Ни тогда, ни сейчас армянам никто на помощь не приходил. В отличие от Азербайджана, где в 90-х участвовали в войне против армян чеченские бандформирования, переброшенные позже на российский Северный Кавказ, затем афганские моджахеды. Азербайджан априори знал, что в боях армян не одолеть. Против армянского солдата может сработать только мощное вооружение, опытный штаб и «живое мясо». Со всем этим комплектом подоспела Турция — и с техникой, и со штабом, и с «мясом», импортированным из Сирии. Но даже в этом случае Азербайджану пришлось потрудиться долгих полтора месяца, чтобы «взять Карабах», имея тысячи потерь, закрепленную власть диктатора на долгие года и иностранные войска на своей территории. В частности, российские и турецкие. Последние, как бывшие насильники своих kuli, также вывесили флаг в Арцахе.

Вот такова правда сегодняшнего дня. А армянам напомню, что, несмотря на исход войны, на коленях не мы, а они. Ибо после всего, что я вам поведал, — именно они присели на корточки перед турками ради нашего с вами Арцаха. Арцах — это сериал. Каждый раз новые продюсеры.
И я уже догадываюсь, кто станет продюсером сериала Арцах-III. И продюсер, уверяю вас, будет «свой парень».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *