nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Кто такие дашнаки? И как они оказались на донской земле? Дашнаками называют представителей армянской партии «Дашнакцутюн». Это одна из старейших партий Армении. Ее полное название – Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» («Армянское революционное содружество»).
Создана партия была в 1890 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) в Грузии. Это партия социалистического толка. Она существует и по сей день. Является членом Социалистического Интернационала. Популярна среди представителей армянской диаспоры за рубежом. Как я уже писал, партия была основана в Тифлисе в 1890 году представителями нескольких революционных кружков – демократом Христофором Микаеляном, народником Ростомом Зорьяном и анархистом Симоном Заварьяном. Целью партии было не только построение социализма. Дашнаки хотели создать независимое армянское государство на территории Западной Армении, которая находилась под властью Османской империи.

Первые сведения о деятельности партии дашнаков на Дону относятся к 1905 году, т.е. к периоду первой русской революции. Есть интересные исторические факты, свидетельствующие о том, что печально известный Гапон неоднократно обращался в редакцию дашнакской газеты «Дрошак» («Знамя») с просьбой принять его в партию «Дашнакцутюн», чтобы он потом мог развернуть свою политическую деятельность в Закавказье. У партии «Дашнакцутюн» не сложились отношения с большевиками. Впоследствии Коммунистическая партия Армении и КПСС крайне негативно относились к дашнакам.
Итак, дашнаки начали свою политическую деятельность на Дону в 1905 году. Интересно об этом пишет Василий Вареник в своей книге «Ростовъ и Ростовцы. Путешествие в 1913 год». Донских армян в старину ростовцы называли «нашими армянами». Они отличались от кавказских армян не только своим диалектом. Считалось, что донские армяне среди прочего армянского люда самые мирные, спокойные и даже медлительные и малопассионарные. Однако революционные идеи начала XX века нашли поддержку в том числе и среди некоторых нахичеванцев. Хотя, если честно, армяне, по большому счету, всегда были буржуазной нацией. Именно так охарактеризовал армян как-то Карл Маркс. И все же к 1905 году идеи дашнаков затронули и некоторых донских армян.
Как пишет в своей работе «Деятельность партии «Дашнакцутюн» на Дону (1905-1913 гг.)» С.А.Манукян, наиболее известный дашнак из донских армян — С.Врацян, который прошел путь от простого партийного пропагандиста до премьер-министра независимой Республики Армения. После свержения дашнакского правительства в начале 1921 года Врацян возглавил так называемый «Комитет спасения Родины», активно участвовал в антисоветском восстании. После поражения дашнаков навсегда покинул Родину. Жил во Франции, США, Ливане. В городе Бейруте был директором армянской семинарии. Умер в 1969 году в Бейруте.
Второй крупной фигурой, представлявшей донских армян в дашнакском движении сначала на Дону, а затем и на Кавказе, можно назвать М.И.Береберова, уроженца Нахичевани-на-Дону и выпускника юридического факультета Московского университета. Интересно, что в 1904 году Берберов был даже корреспондентом газеты «Искра» и вел переписку с эмигрантами-революционерами! На Дону М.И.Берберов занимался сбором денег для партии «Дашнакцутюн». Затем он перебрался в Армению. Там какое-то время был даже ректором Эчмиадзинской духовной семинарии. Вот такие метаморфозы! Как пишет в своей работе «Деятельность партии «Дашнакцутюн» на Дону (1905 – 1913 гг.)» С.А.Манукян, М.И.Берберов в период образования независимой Армянской Республики был назначен Главным государственным контролером. В период разрухи, голода, гражданской войны, охватившей тогда Армению и всю бывшую Российскую империю, заболел сыпным тифом и скончался в расцвете сил в 1919 году.
Интересно, что и среди нахичеванской интеллигенции было немало людей, которые сочувствовали дашнакам. Так, гласный Нахичеванской Думы, присяжный поверенный, известный театрал Г.И.Чубаров сотрудничал с газетой дашнаков «Агавни» («Голубь»). В числе сочувствовавших дашнакам был авторитетный общественный деятель Нахичевани, также гласный Думы, один из лидеров российских кадетов Г.Х.Чалхушьян. Он, как опытный юрист, консультировал некоторых членов партии «Дашнакцутюн». Но надо сразу отметить, что взгляды Г.И.Чубарова и Г.Х.Чалхушьяна не носили революционного характера. Главными их приоритетами были освобождение армянского народа от гнета Турецкой Османской империи и построение демократического государства.
Следует сказать, что Дон тогда являлся регионом с компактным проживанием зажиточного армянского населения. Поэтому на Дону дашнаки стабильно пополняли свою партийную кассу. Полученные деньги дашнаки переводили на Кавказ, закупали оружие для борьбы с Османской империей. Интересно, что часть денег они переводили через известных нахичеванских банкиров и купцов. Так, в этом им помогали банкирские дома «Чахиров и К», а также торговый дом «Генч-Оглуев и Шапошников».
Деятельность партии «Дашнакцутюн» на Дону была прекращена после прихода Советской власти 8 января 1920 года. Коммунисты жестоко расправились с дашнаками, а также с теми людьми, кто им сочувствовал. Но это уже другая история.

ГАЗЕТЫ ДАШНАКОВ
Мало кто знает, но у нас на Дону дашнаки развернули активную пропагандистскую работу. Как пишет
С.А. Манукян в работе «Газета «Нор кянк» – печатный орган донских дашнаков», появление первых дашнакских эмиссаров на донской земле исследователи относят еще к 1890-м годам. Но основную деятельность они развернули в 1903 году. Конечно, своим центром они считали Нахичевань. Дашнаки образовали особый партийный район под названием «Налбанд». В него входила огромная территория от рек Дон и Донец на севере и до рек Кубань, Терек на юге. Этот район охватывал также такие крупные города как Ростов, Екатеринодар, Армавир, Ставрополь и, конечно, Нахичевань-на-Дону. У дашнаков партийная работа велась на высоком уровне. Кстати, первый премьер-министр независимой Армении был донской армянин, дашнак Симон Врацян. У этой партии была своя печать. Газетам и партийной пропаганде дашнаки уделяли большое внимание. Официальным центральным печатным органом партии была газета « Дрошак» («Знамя»). Но издавались также и местные газеты.
В Ростове и Нахичевани-на-Дону дашнаки издавали газеты «Агавни» («Голубь») и « Нор кянк» («Новая жизнь»). Интересно узнать, о чем писали дашнакские газеты тех лет. Например, в газете «Нор кянк» известный общественный деятель Нахичевани, активный член партии «Дашнакцутюн», будущий член правительства Первой Армянской Республики, родственник писательницы Нины Берберовой Минас Берберов писал, что в Нахичевани имеются различные школы, училища, культурно-просветительские общества, типографии, но нет сельско-хозяйственных школ. Он сетовал, что среди армянских крестьян много неграмотных. И призывал нахичеванское общество бороться с этим позорным явлением. Берберов ссылался даже на опыт Финляндии. Минас Берберов считал, что крестьяне из армянских сел должны бесплатно изучать основы христианской веры, историю армянской церкви, национальную литературу, армянский язык, историю Армении и мировую историю.
Надо признать, что если мы внимательно почитаем статьи, которые дашнаки публиковали в те годы, то увидим, что они многое взяли от русских народовольцев. Дашнакам не нравилось классовое расслоение общества, в том числе нахичеванского. Вот что писал анонимный автор в газете «Нор кянк»: «Нахичеванский купец, богач, занят только своей частной жизнью и не проявляет ни малейшего интереса к горю армянина».
Следует сказать, что был небольшой период времени, когда дашнаки даже находили общий язык с большевиками и социал-демократами. Минас Берберов даже публиковался в газете «Искра». Но этот период был недолгим. Вскоре дашнаки и большевики стали непримиримыми врагами. Дашнаки не хотели воплощать мечту Троцкого и осуществлять перманентную всемирную революцию. Они хотели свободы Западной Армении, которая входила в состав Османской империи. Большевики же считали, что дашнаки – это армянские националисты.
Внимательно следили за дашнаками и их газетами в царской охранке. Так, например, С.А.Манукян в работе «Газета «Нор кянк» – печатный орган донских дашнаков» приводит интересный исторический документ. Это документ царского охранного отделения, в котором было написано следующее: «… издававшаяся в 1907 году в городе Нахичевани-на-Дону армянская газета «Нор кянк» – орган нахичевано-ростовского ЦК партии «Дашнакцутюн» – субсидировалась деньгами от некого Бадальяна».
Григорий Лазаревич Бадальян (Бедельян) был известным общественным деятелем Нахичевани, мещанином, который, действительно, спонсировал газету «Нор кянк». В 1906 году он лично обращался за разрешением издавать эту газету в Нахичевани к ростовскому градоначальнику. Разрешение было получено. Более того, известная и популярная в те годы газета «Приазовский край» в своей редакционной статье сообщила читателям о выходе новой газеты и приветствовала новое издание. Кстати, газету «Приазовский край» основал также нахичеванский предприниматель Серафим Христофорович Арутюнов. Соредакторами газеты «Нор кянк» были прапорщик запаса Григорий Акопьян, потомственный почетный гражданин Нахичевани Акоп Тер-Мануэлян и нахичеванский мещанин Ованес Харагезян (Хлебников). Ответственным редактором являлся тот из них, кто подписывал выходящий номер. Каждый номер армянских газет внимательно изучался царской охранкой, цензорами. Были специальные переводчики, которые переводили статьи, написанные на армянском языке, на русский.
Редакция газеты «Нор кянк» крайне осторожно относилась к подбору статей для каждого номера. Но скандал все-таки случился и газету закрыли. Произошло это в 1907 году. Особое недовольство властей вызвала статья «Стали враждовать», в которой говорилось, что «Нор кянк» есть и будет органом, защищающим интересы трудящегося класса. Говорилось о том, что трудовой народ должен непременно стать хозяином страны. Было сказано, что в России господствует сумасшедшая реакция, подавляется инакомыслие.
Все до боли в сердце знакомо. Не правда ли?
Подобные статьи, осуждающие политическую ситуацию в России, публиковались в газете с июля по октябрь 1907 года. В результате терпение царских цензоров лопнуло, и они газету закрыли. Интересно, что в редакции был проведен обыск. Нашли брошюры агитационного содержания, различные партийные документы, в том числе устав и программу партии «Дашнакцутюн». Но на этом дело не закончилось. Поскольку были найдены листовки на русском и армянском языках, в которых проводилась мысли о том, что интересы капиталистов и пролетариев всегда находятся в противоречии друг с другом, обыски продолжились.
Фактическим руководителем газеты считался Симон Врацян, будущий премьер-министр Армении. В доме его отца в Нахичевани-на-Дону провели обыск. Были обнаружены не только брошюры агитационного характера, различные финансовые, партийные отчеты, но и оружие – револьвер и патроны к нему. Редактор газеты Харагезян (он же Харагезов, он же Хлебников) был арестован и выслан за пределы Ростовского градоначальства
Другое издание дашнаков – газета «Агавни» («Голубь») – просуществовало недолго. Газета была закрыта еще в 1905 году. Но дашнаки до Октябрьской революции 1917 года вели у нас на Дону активную работу, подпольно издавали брошюры, собирали деньги для революционной и национально-освободительной борьбы. Кстати, их идеи находили поддержку у части донских армян. После прихода Советской власти на донскую землю и в Армении дашнаки были уничтожены, их лидеры, оставшиеся в живых, бежали за границу.
Материалы подготовил
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *