nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Солнечным ноябрьским днём ученики школы № 49 собрались на том самом месте, где в такое же время года два века назад стояли первые армянские поселенцы из Крыма и слушали судьбоносный для них Указ императрицы Всероссийской Екатерины Второй:
«Для удобнейшего поселения вашего отвесть Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Дмитрия Ростовского… По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана… Лета от Рождества Христова 1779 ноября 14 дня».
Так началась в ростовской школе неделя армянской культуры. Это часть единого замысла Министерства образования Ростовской области, где бережно хранят высокий, екатерининский почти, слог официального документа:
«Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента РФ по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 25.01.2016 г. Минобразования РО совместно с региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ростовской области в рамках деятельности рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» реализует образовательный этнокультурный проект «150 культур Дона».
Из всех культур Дона на долю школы № 49 выпала армянская. Тема богатая, но сложная.
То самое место, где собрались школьники – это подножие памятника Карлу Марксу на одноименной площади в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. Почти сто лет район официально носит это имя, но ростовчане все равно говорят — Нахичевань.
А Карлу Марксу (памятнику) ростовские армяне и сегодня не могут простить, что тот потеснил с пьедестала фигуру Екатерины Второй и памятная надпись на пьедестале: «Императрице Екатерине II благодарные армяне» исчезла.
Экскурсовод рассказывал. Школьники внимали ему с любопытством.
Поднимали головы к небу, чтобы полюбоваться, как блестит крест на куполе церкви Сурб Арутюн.
Удивлялись пафосу старинных особняков, прагматично прикидывая: «Это ж сколько денег надо было иметь!»
И, конечно, уже не забудут тот, увиденный в музее русско-армянской дружбы, необъятных размеров медный таз, в котором старинная армянская бабушка варила варенье шумной ораве своих внуков.
То есть, как и было задумано в методических разработках, учащиеся научились видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.
Усвоение материала проверили викториной. Причём пятиклассники посрамили старших, собрав большую часть призов.
Призы достались им в пакетах с гербом Нахичевани. Победители отнесут их домой, где пакеты долго еще будут попадаться на глаза домашним и гостям. А им будут пояснять, что пчёлы на гербе – это трудолюбивые армяне. И в этом, согласитесь, важный фактор ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом.
Одна ученица выучила песню на незнакомом ей раньше армянском языке. Другая сложила стихи о русско-армянской дружбе. Обеим хлопали тепло и искренне, этим подтверждая развитие личностных качеств обучающихся средствами этнокультурного образования.
Исполненные этнокультурной компетенции школьники вернулись домой, в Кировский район. Многие пошли через Нахичевань пешком, продолжая разглядывать старинные армянские дома, что-то себе воображать и размахивать руками в рамках реализации этнокультурного проекта и во исполнение пункта №2.
Одним словом, было весело и здорово!

Сергей СИНЕОК,
педагог дополнительного образования
Ростовского-на-Дону Дворца
творчества детей и молодежи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *