nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Ростовском областном музее изобразительных искусств прошел вечер памяти талантливой семьи искусствоведов и художников Рязановых.

В Ростове эту семью знали многие. Я же познакомился с ними давно. Помню, как-то мой папа привел меня в музей изобразительных искусств и познакомил со старшим научным сотрудником Валерием Васильевичем Рязановым. Мой папа, к сожалению, тоже ныне покойный, дружил с Рязановым. Со временем и я тоже подружился с ними, стал бывать у них в доме. А они приходили на презентации моих книг и творческие вечера, которые я проводил в галерее «Ростов», Музее русско-армянской дружбы и в Нахичеванской-на-Дону армянской общине.

В доме Рязановых царила особая атмосфера тепла, уюта, гостеприимства. Именно поэтому я любил приходить к ним в гости. Очень любил. С Валерием Васильевичем мы говорили об искусстве, о живописи. А с его супругой Татьяной обо всем на свете. У нее было потрясающее чувство юмора. Ее голос, смех до сих пор звучат у меня в ушах. Перед моими глазами она, лукаво улыбающаяся. Она могла просто подойти, обнять и поцеловать. До сих пор помню теплоту ее рук.

Валерия Васильевича Рязанова я всегда называл летописцем искусства Ростова и Нахичевани-на-Дону. Для меня он — выдающийся человек, сделавший очень многое для развития культуры донского края.

Валерий Васильевич говорил мне, что тому количеству талантливых художников, которое подарили миру Нахичевань-на-Дону и донские армяне, могут позавидовать многие европейские страны. Вообще Рязанов был великим популяризатором творчества донских художников, в том числе и армянских живописцев.

Именно он вернул из забвения десятки имен выдающихся ростовских и нахичеванских художников. Рязанов написал уникальный труд «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону».


Также именно благодаря Валерию Васильевичу удалось сохранить, а затем при помощи Нахичеванской-на-Дону армянской общины реставрировать в Армении и вернуть к жизни картину известного нахичеванского художника Акима Ованесова под названием «Из века в век». Это полотно Ованесовым было написано в 1915 году. Важность этой картины в том, что она рассказывает о Геноциде армянского населения в Османской Турции 1915 года.

Я любил беседовать с Рязановым и слушать его воспоминания. Помню, как Валерий Васильевич вспоминал, что ему посчастливилось встречаться в Ереване с уроженцем донской земли, художником с мировым именем Мартиросом Сергеевичем Сарьяном. Рязанов рассказывал, что когда он впервые оказался в Армении, то ему показалось, что он уже хорошо знает эти места. По картинам Сарьяна. А еще Рязанов говорил мне, что кисть Сарьяна — это продолжение его руки.
К счастью, по достоинству Рязанова ценили и в Ростове-на-Дону. Его очень любили в Мясниковском районе Ростовской области, в Нахичевани и Нахичеванской-на-Дону армянской общине. Он был Почетным членом армянской общины, близким и родным человеком для очень многих.

«Исследователь должен быть всегда внимателен», — утверждал Рязанов.

Мне было особо интересно услышать о том, как Валерий Васильевич изучал картины неизвестных европейских авторов. Он выносил картины из Ростовского музея изобразительных искусств днем на улицу и рассматривал под лучами солнца. В результате просвечивались на полотнах фамилии авторов.

А еще Валерий Васильевич Рязанов был замечательным карикатуристом. Но все его карикатуры были очень добрыми, какими-то теплыми.

Помню, в квартире у Рязановых жили птицы. И супруги любили наслаждаться их пением. Это райская музыка, говорил Валерий Васильевич. А еще он любил китайскую поэзию. Много ли у нас в Ростове сегодня знатоков китайской поэзии?

Конечно, об удивительно добром, светлом, эрудированном и талантливом искусствоведе Валерии Васильевиче Рязанове можно вспоминать долго. Большое творческое наследие он оставил после себя. Например, Валерий Васильевич писал еще детские сказки. Вот уж правильно говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во многом. Мне особо понравились две небольшие рязановские книжицы. Одна называется «Тайна старого сада», а другая — «Как полевичок свой дом искал». Это удивительно добрые сказки, которые мог написать только очень светлый человек. Мне думается, что дети должны воспитываться именно на таких книгах. Может быть, тогда в нашей жизни будет больше Добра, Любви и Света.

Иногда я думаю, почему так тянулся к семье Рязановых. Наверное, потому, что там жила Любовь.

Я убежден, что любой успешный мужчина своими победами и достижениями во многом обязан своей второй половине. Супруга Валерия Васильевича была для него не только Музой, но и по-настоящему второй половиной, соавтором. Я сам был свидетелем того, как она помогала ему работать над рукописями.

Честно признаюсь, я восхищаюсь теми людьми, которые за эту короткую человеческую жизнь успевают сделать многое, оставляют после себя добрый след. Почему мы мало говорим о таких людях? Почему в честь них мы не называем улицы, не вешаем им памятные доски?

Когда я говорю об этом публично, то в ответ слышу лишь молчание, а на лицах вижу ироничные улыбки. Грустно… Люди труда, сделавшие много для общества и развития культуры, должны быть прославлены. Это мое убеждение. Иначе ничего хорошего в будущем ждать не придется, не будет никакой преемственности поколений.

Но закончить рассказ о прекрасной творческой семье Рязановых мне не хочется на грустной ноте. Поэтому скажу так.
В этой жизни по-настоящему счастливы те, кто познал любовь. Рязановы были счастливыми людьми. Они познали Любовь с большой буквы и щедро дарили ее людям, своим близким, коллегам и друзьям.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *