nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В очередной раз Азербайджан поведал нам о том, как плохо армяне и мир осведомлены об истории Армении. По мнению «мазутного Баку», армянские княжества существовали, но в составе «Азербайджанского наместничества Арабского халифата».
Этот гениальный посыл находится в статье «За «Янычаром» автора Рафика Сафарова, который, к сожалению, только через год удалось увидеть. Справедливости ради, посыл скучный: азербайджанцы заметили армянские фамилии при разработке сериала «Янычар» и упоминания армянской княгини в нем — и тут же обиделись на «армянский заговор». Разбирать весь сюжет сериала мы не будем, да и неинтересно это, но вот аргументации исторические воистину забавные.

К слову, в фильме армянская фамилия в разработке касается лишь одного из генеральных продюсеров, Рубена Дишдишяна (их двое, но Елену Денисевич «разоблачитель» не стал упоминать, картину портит). А из 36 актеров только двое армяне. Тут уж о «грузинском заговоре» тогда надо говорить, так как четыре грузинских актера зато есть. И даже один азербайджанец. А практически весь остальной состав производства является русским. Ну да не стоит удивляться, у азербайджанцев армянским лобби будет даже армянский магазинчик «Арцах» где-нибудь в Самаре.

Автор решил вставлять свои пять гяпиков уже при описании сюжета. Дескать, главный герой казак Алеха Кречет отправлялся по сюжету в Иерусалим через «азербайджанские города Дербент и Баку», ну и Карабах с Иреваном, конечно же. В сериале такого нет, но Сафаров знает, что своих надо всегда за ручку держать и проводить минутки «истории» регулярно. Забавно, что события турецко-персидской войны отмечены просто как «успешная война», из-за которой в границы Османской империи входили «азербайджанские области».

Возникает вопрос — а с кем война была? У автора отсохли бы пальцы на клавиатуре написать, что с Ираном? Хотя для всего мира так и было, ведь в 1590 году договор в Константинополе турки подписывали с Сефевидским Ираном касаемо этой войны и этих самых территорий (азербайджанскими они, правда, не были названы там, и Азербайджан там у Тебриза, а не Еревана или Карабаха). А потом они будут армянам предъявлять за подмены понятий.

Так вот, Сафарова далее обидело, что в наложницах у султана Мехмета III была «армянская княжна Лилит», мол, в XVI веке же их не было! Стоп, то есть они были до XVI века? Сафаров в курсе, что армян до Петров I и Грибоедовых не было? Конечно, нет, ведь далее он рассказывает, что у армян большинство князей истребили арабы в VIII веке. Это у той Армении, которая не то парфянская, не то тюркская, но мы уже поняли, что Сафаров идет против своей же исторической науки, новатор. Причем где начинается история у армян — доктор наук решил не говорить. Ну, знаете, когда говоришь «маленький экскурс в историю», а потом на середине его начинаешь — это признак азербайджанской научной степени.

Так вот, якобы смогло выжить небольшое число армянских князей, и те в IX веке создали три княжества — Васпуракан, Ширак и Вананд. Это уже прогресс, но все равно как-то тупо: автор, конечно же, специально упомянул только те армянские княжества, которые не касались Еревана и всей остальной Восточной Армении. Настолько жалкая жизнь у человека, что он, гугля в интернете армянские княжества, где точно указано Армянское царство Багратуни с Ташир-Дзорагетским, Сюникским, Хаченским и прочими княжествами, преднамеренно удалил то, что не соответствуют азербайджанскому ГОСТу науки.
Уж лучше врать тогда, чем манипулировать. Тем более опасно, ведь если азер-ец захочет погуглить Васпуракан, то узнает о нем он только оттуда же, откуда и про всю остальную историю Армении. Но тут мы и понимаем логику Сафарова — ведь азер-ец не загуглит, легко разводить глупца, который не замечает противоречий и не задает себе вопрос, почему у армян с каждой новой азербайджанской статьей новый век и история происхождения. Это мы между Буниятовым, Вердиевой, Алекбарлы, Агасыоглу, Гейбуллаевым, Гаджиевым и прочими никак не можем понять, кто из них врет, а кто прав — азербайджанец столько не читает. Так что армяне у него из Индии/Эфиопии/Красного моря пришли, чего даже у этих ученых нету.

Ну да ладно, интересно то, что эти княжества не были независимы, а находились в составе «Азербайджанского наместничества Арабского халифата». Вы в курсе о таком? Нет, правда, попробуйте спросить у Google, что это. На удивление, он вам выдаст «эмират Арминийа», ведь именно так называлось все Закавказье в составе Арабского халифата.
Потом эти княжества якобы уничтожила Византия, с 1021 по 1064 гг. В 1021 году в реальной истории Васпуракан был фактически добровольно отдан ромеям, причем не из-за борьбы последних с арабами, а из-за нашествия огуз-тюрков. Сафаров об этом молчит, потому что это его далекие предки, как-то было бы странно им уничтожать армянские княжества в рамках «Аз-кого наместничества». В 1064 году таким же образом исчезло Карское (Ванадское) царство. У автора нет даты 1045 года, которая всем известна как дата падения Анийского царства, и более поздних дат касаемо оставшихся княжеств, хотя зачем так париться, никто же из сородичей не будет искать в интернете!

«Большинство армян были выселены греками как неблагонадежный элемент в центральные провинции Анатолии, подальше от арабской границы […]. Благодаря своим наклонностям и историческим перипетиям остатки этого сословия пополнили ряды армянского купечества, торговцев и ремесленников», — этот пассаж потрясающий. Тут Сафаров прошел тест на хорошего азербайджанца — указал на армян как на «неблагонадежных» и рассказал про наклонности к торговле, этак подтверждая, почему армянофобия вполне справедливая вещь. От азербайджанца слышать про то, как армяне вечно были под чьей-то властью, и про торговые наклонности — это прямо загляденье.

Вернемся к Ирану. Стойте, его же нет! Оказывается, война-то была между Османской империей и «Кызылбашской державой». О каком Сефевидском Иране может быть речь, это, наверное, тоже фальсификация, не надо говорить про ведущую роль персидской культуры в стране, с которой себя по большей части отождествляли те самые кызылбаши. И про то, что она в историко-политическом плане была и останется в истории как государство Иран. Это как Россию со времен императрицы Анны называть «Германской империей», учитывая пестроту генетики Романовых.

Дальше уже пошел треш, где автор нас убеждает, что кызылбаши и албаны — это все азербайджанцы. При этом параллельно с албанами говоря об «азербайджанцах-мусульманах». Эта религиозная приставка сделана с намеком, что есть «азербайджанцы-христиане», то есть те самые албаны. Неважно, что тюрков-шиитов и коренных кавказцев слили в одно целое, «азербайджанское». Короче, автор даже не стал доказывать, что княжна Лилит не существовала, по его логике, она должна была быть албанкой. Правда, в VIII веке арабы как раз не армянское, а албанское дворянство лишили всех привилегий, арабы тоже, наверное, фальсифицируют.

Да и какую историю армяне «лоббируют» через армянскую наложницу? Азербайджанец расстроен, что султан в гареме не с азербайджано-албанкой проводит вечера, заревновал? Армянка в сюжете такую же роль играет, как турчанка Зульфия и русская Анна — классическая любовная интрига в подобных сериалах. Зульфия хочет убить Анну, а Лилит прочат в жены султану, короче, в таком белье только албано-шумер будет копаться.

Дальше не будем, ибо там автор от сериала уже перешел к описанию всех армянских фальсификаций. Но одно отметим — автора также расстроило, что по сюжету родственники Лилит из села Ангехакот. Мол, это же азербайджанский Ангелаут! Тут как-то вопрос возник — а что значит Ангелаут на азерском? Азер-вики не знает, только пишет, что оттуда родом «огуз-тюркские рода» и что там «турецко-христианское кладбище». На армянском это «angekh-a-kot» — «строения Ангеха». В честь этого божества/культа названы и Ангехасар, и Ангехадзор, и просто Ангех.

«Геноцидальная мания армян», как говорит истерик Сафаров, передается, видимо, через армянскую наложницу из армянского села. И всяких персов тоже не было, ведь речь об «азерийцах» (я не шучу, он так назвал своих там). В общем, «доктор философии по истории» вот так вот опроверг очередной «армянский заговор». Ну и немножко иранский. Ну и слегка русский, наверное. Да и гипотетически мировой, раз уж везде в истории у армян Армянское царство, а тут только три княжества в составе неизвестного никому Азер-ского наместничества. Страшно с такими соседями жить, вот это как раз и есть что-то маниакальное. Видимо, и вправду сплошная экстраполяция.

Артур АКОПЯН, ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *