nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Создание армянского алфавита, по словам советского лингвиста Ольдерогге, было своего рода первой лингвистической экспедицией. Месроп Маштоц искал письмена в Сирии, детально изучал книгохранилища Урфы и Аршамашата, крупнейших центров науки. И наконец уникальное творение, алфавит, был создан. Однако дискуссии о наличии письменности до Маштоца не утихают по ряду причин.

Изначально Месроп Маштоц обращался к письменам сирийского епископа Даниила. Сущность этого алфавита из 22 букв ныне невозможно понять, однако Варпет посчитал их недоработанными. Но откуда у Даниила вообще «письмена армянского языка», как они упомянуты царем Врамшапухом? Вардан Аревелци позже определит Данииловы письмена как «Двадцать две буквы от древних времен».

Отсюда сложно сказать, было ли это забытое по неким причинам армянское письмо или что-то совершенно иное. Не меньшей интриги добавили исследования архитектора Сурена Петросяна, который обнаружил на наскальных рисунках Гегамского и Зангезурского хребтов прототипы букв. В частности, отчетливо были определены символы 1-й и 7-й букв армянского алфавита. Это подтверждается преданием, что Маштоц увидел, как буквы были высечены на камне божественной силой. «Начертания, как следы на снегу».

Проблема в том, что Корюн пишет, как Маштоц «воскресил» письмо, что предполагает логически изначальное забвение. Для доказательства можно привести примеры из исторических источников. Например, Флавий Филострат в «Жизни Аполлония Тиранского» пишет, что в Памфилии поймали самку барса, у которой был золотой обруч на шее с армянскими письменами, переводящимися как «Царь Аршак — Нисейскому богу». К слову, жил Флавий во II-III вв.

Стоит вспомнить и Мовсеса Хоренаци, который упоминал «Храмовую историю» жреца Олюмпа, которую перевели на греческий и ассирийский. Но перевели откуда, из какого письма? Далее, в «Хронологии» греческий автор Ипполит (III в.) добавляет в число народов с письменностью и армян. Все это указывает на упоминание письма до Маштоца. На помощь в исследовании может прийти нумизматика, точнее, ее скрытые сюжеты.

Монах-мхитарист Инчикян описывал, как в 1788 г. он видел коллекцию монет у английского дипломата в Константинополе, среди которых были монеты времен ранних Аршакуни (II в.). На аверсе изображался лик царя в шлеме, на реверсе — два жреца возле капища. При этом на монете был армянский текст. Это подтверждается и словами Вардана Аревелци, что во времена царя Левона в Киликии нашли монеты с армянскими буквами, на которых находились изображения Хайкидов. Проблема в том, что эти монеты так и не были найдены к нашему времени, но не будет же это чисто мифологией?

Да и логически появляется вопрос — откуда у древних армян был бог письменности Тир при отсутствии оной? Но даже если мы избежим возможных неточностей, то остается вопрос — почему алфавит исчез?

Фамилию Маштоц связывают с «Маждоц», от имени бога Ахура-Мазды. Месроп был, видимо, из жреческого рода. Тогда доступ к письменам мог быть связан с тем, что это было сакральное письмо, шедшее из очень древних времен. Теория подтверждается фразой Корюна, что Маштоц создал «возвышенные буквы с долгим дыханием», откуда можно предположить, что сам Варпет фактически создал гласные буквы письма. Ведь древние письмена были всегда консонантными, с согласными. Теперь может быть понятно, почему, по словам Месропа, письмена в данииловском варианте не могли «выразить связующие звуки армянского языка». Но это лишь одна из теорий.

Исчезновение письмен вполне объяснимо их привязанностью к жреческому сословию, и достаточно нормально для изначально космополитичного христианства в Армении читать Библию на греческом и сирийском. Как раз именно Месроп Маштоц национализировал христианство через создание алфавита или, точнее, через его перерождение, переведя «Книгу притчей Соломоновых».

Армянский алфавит уникален. В нем ищут тайные сакральные смыслы, формулы. Им восхищаются такие авторы, как Мейе, Маркварт, считая его одним из самых совершенных алфавитов в мире. Его не могут привязать окончательно ни к греческому, ни к арамейскому, ни к эфиопо-сабейским письменам. Месроп Маштоц сделал колоссальную работу в доведении его до идеала. Но, судя по всему, сам алфавит в архаичной форме существовал в языческой Армении в узком кругу и его начала уходят в далекие века, в «древние времена».

Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *