nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Село Чалтырь

Переселенцы из крымского села Орталан основали село Чалтырь. Выбор места для его строительства определялся не только близостью к крепости Димитрия Ростовского, но и тем, что здесь пролегал большой Бахмутский торговый путь из Приднепровья к устью Дона, имелись родники питьевой воды и залежи камня у берегов речки Чалтырь.
Существующая планировка Чалтыря в основном прямоугольная и в определенной степени является подобием нахичеванской. Только, в отличие от городских, в Чалтыре линиями названы не продольные, а поперечные улицы.
Крестьяне занимались в основном скотоводством и земледелием, в чем значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на российские, так и на зарубежные рынки. В Париже, например, пользовался большим спросом особый сорт пшеницы – «чалтырка». Для изготовления муки устанавливались деревянные ветряные мельницы, которые просуществовали до тридцатых годов двадцатого столетия.
Самым ценным архитектурным памятником Чалтыря является церковь Сурб Амбарцум, одна из лучших по сохранности среди памятников культовой архитектуры района, спроектированная, несомненно, талантливым зодчим.
Другим почитаемым местом села является родник Мец Чорвах (Большой родник), который определил местонахождение будущего села. Именно этот край, богатый источниками вкусной, мягкой воды, стал родиной донских армян. Культ воды у армян – многовековая традиция. В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы – драконы, а особо почитаемая языческая богиня Нар – хранительница воды.
Кажется, за более чем двести лет главный родник села Чалтырь не стал менее полноводным. Вкусная, чистая родниковая вода давала людям живительную силу. Он неиссякаем и питает людей более двухсот лет. Поэтому Мец Чорвах оставил след в местном фольклоре и в стихах мясниковских поэтов.
Тяжелое горе принесла война в Чалтырь, многие жители ушли на фронт защищать Родину, половина из них погибла смертью храбрых. Но наши люди не забывают их, они помнят и чтут память как не вернувшихся с фронтов войны, так и погибших в тылу. Об этом говорят памятники.
Другая достопримечательность села Чалтырь – историко-этнографический музей. В музейной экспозиции отражена история и культура анийской ветви армянства, представителями которой являются армяне Дона, а также история многонационального Мясниковского района. Представлен интересный и уникальный материал по этнографии: старинная домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XX веков. Особый интерес представляют бытовые предметы, привезенные армянами из Крыма. Музей располагает богатым фотоматериалом, в его фондах хранятся документы и рукописи, представляющие историческую ценность.
До сегодняшнего дня жители села берегут и сохраняют обычаи предков. Далеко за его пределами известно самобытное творчество армянских фольклорных коллективов.
Село Крым
Караваны переселенцев из Каффы и окрестных городов и сел Крыма шли на юго-восток, в низовья Дона, где по высочайшему повелению императрицы им отводились 86 тысяч десятин земли для заселения. Шли со слезами на глазах, проклиная судьбу и тех, кто заставил их в очередной раз оставить обжитые места. Были среди них и 160 жителей города Старый Крым и 212 человек из селения Топлы – те, кто впоследствии основал на донской земле село Крым (Топти).
Выходцы из Старого Крыма и Топлы облюбовали себе место около родника, у подножия каменистого холма. Возможно, рельеф им чем-то напоминал покинутую родину, а может, их поразила вода изумительной чистоты и вкуса, – но решили они остановиться именно здесь.
В конце XIX века в Топти была заложена церковь Аменапркич. Она сохранилась до сих пор. Церковь построена на средства и с участием жителей села. По архитектурному стилю это интересный памятник конца XIX века.
Крымчане помнят и другую церковь – Сурб Саркис, заложенную при основании села, славившуюся своим великолепием и богатым убранством. К сожалению, она была разрушена в 60-е годы XX века.
Гордость села – Дворец культуры со зрительным залом на 600 посадочных мест, светлым просторным фойе, биб-лиотекой, кабинетами для кружковой работы, народным музеем села Крым. В фонде музея – более 1340 наименований предметов, вещей, книг, документов. Материалы расположены в хронологическом порядке с начала основания села, с 1779 года до наших дней. В 1987 г
Приказом Министерства культуры СССР музею села Крым присвоено почетное звание «Народный музей».
В селе Крым находится один из наиболее впечатляющих мемориалов павшим воинам – Пантеон Славы.
Далеко за пределами района и области известны имена спортсменов-крымчан. В селе продолжаются традиции армянской народной борьбы «гураш». Все условия для занятий созданы в крымском филиале районной СДЮШОР имени заслуженного мастера спорта, 14-кратного чемпиона СССР по вольной борьбе, заслуженного тренера СССР А. В. Ялтыряна, уроженца села Крым.
Село Большие Салы
В 1779 году в верховьях речки Темерник начало застраиваться новое село – Мец-Сала (Большие Салы). Именно здесь решили обосноваться переселенцы из нескольких крымских деревень.
Первое время жили в наспех построенных землянках. Перебивались как могли. А с приходом весны большесальцы начали строить жилье.
Свой храм – церковь Сурб Аствацацин – большесальцы построили в центре села. И по сей день он является главным архитектурным украшением села, потому что церковь – единственная в своем роде. К примеру, приемы оформления алтарной части, оконных наличников считаются неповторимыми в практике строительства культовых зданий не только в армянских общинах, но и на территории Армении. В настоящее время завершена реставрация церкви Сурб Аствацацин.
Интересен тот факт, что село Большие Салы освящено памятью А. П. Чехова. Его рассказ «Красавицы» – воспоминание о том, как по пути из Больших Крепок в Ростов-на-Дону гимназист Антоша Чехонте с дедушкой остановились у знакомого богатого армянина в
Б. Салах покормить лошадей, и о впечатлении, которое на писателя произвела красавица – дочь хозяина. Прототипом чеховской красавицы стала Марта Кундупян.
В период Великой Отечественной войны в районе Больших Салов шли ожесточенные бои. Ценою жизни батарея С. Оганяна сокрушила гитлеровские танки и сдержала их натиск.
Жители с. Большие Салы чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова. Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. В его честь в селе установлена мемориальная доска.
Село Султан-Салы
Султан-Салы, как и Большие Салы, основали переселенцы из крымских деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук. Поначалу село было не таким уж маленьким. По переписи 1793 года в нем проживали 248 человек (для сравнения, в том же году в Чалтыре – 405, в Крыму – 372, в Больших Салах – 262, в Несветае – 254 человека). Но затем население Чалтыря и Крыма увеличилось довольно сильно, а в Султан-Салы, находящемся вдали от транзитных дорог – не очень.
На окраине села стоит церковь Сурб Геворк, построенная в 60-х годах XIX века по проекту архитектора Муратова и при его непосредственном участии. Это самое старое сооружение здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Здание отличается богатством объемов: самый крупный квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном; шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притвор, крупное полукружие апсиды. Церковь Геворка –
интересный памятник архитектуры и истории. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий времен Великой Отечественной войны.
Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма.
На местном кладбище похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в донском небе. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе Султан Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Село Несветай
На северо-восточной окраине района расположено село Несветай. Первоначально армяне построили свои жилища у речки Тузлов, в низине. Но неоднократ-
ные наводнения, весенние паводки вынудили их подняться на возвышенность.
На северной окраине во второй половине XIX века поселенцы воздвигли церковь неповторимой красоты. Назвали ее Сурб Карапет. Она по типу повторяет церковь монастыря Сурб Хач.
У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн от трехпролетных портиков северного и южного входов. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление высочайшей техникой и инженерным расчетом.
Несветайцы – народ особенный. Кто еще в районе умеет так тонко и беззлобно пошутить, придумать меткие прозвища? Нет такого несветайца, который не знал бы остроумных анекдотов на местную тему, не умел бы их рассказать собеседнику живо и ярко. Несветайцы – отменные музыканты, прекрасно играют на армянских национальных инструментах, красиво поют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *