nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Уважение к чужому вероисповеданию было одной из заветных мечт европейской прогрессивной мысли XVII века. Джон Локк считается первым, кто создал трактат «О Веротерпимости», в котором озвучивалась мысль о том, что каждый имеет право выбирать свою религию для исповедания. Однако в армянской истории подобный акт появился намного раньше.
Принятие Арменией христианства пришлось на достаточно тяжелую эпоху, когда страна была сдавлена между Римом и Парфией и конфликтами между ними. В конченом счете, внутренний разлад между царем и нахарарами привел сначала к легкому разделу Армении, а позже и к ее падению в 428 году.
Вплоть до 450 года Восточная Армения сохраняла автономное положение в составе Сасанидского Ирана. Армяне сами выбирали себе марзпета и католикоса, а также не должны были рекрутироваться в персидские походы. Однако в связи с поражениями в Средней Азии персы ужесточили положение и отменили автономные права. А также попытались обратить армян в зороастризм.
Причиной поражения считалось то, что армяне потушили священные огни и таким образом разгневали небеса. Однако план по насильному обращению в веру не состоялся и армяне подняли Великое Восстание, также известное как Вардананк. Как описывает историк Егише, армяне написали письмо шаху Йездигерду II, в котором говорилось, что «в этих верованиях нас никто не может поколебать, ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь, ни вода, ни какие только есть жестокие пытки».
При этом в письме указывалась лояльность персидскому шаху и признание его власти. Фактически эта борьба носила не столько национально-освободительный, сколько национально-религиозный контекст изначально. Это была борьба за веру, пик которой пришелся на время знаменитой Аварайрской битвы.
В течении последующих 30 лет армяне оказывали ожесточенное сопротивление, пока шах Пероз не предложил мир, осознавая невозможность реализации планов. В 484 году был подписан Нварсакский мирный договор. Этот договор опережал время по тому, что в нем было закреплено.
В первую очередь, закреплялось, что никто не имеет права заставлять отказываться от религии, в которой человек родился. Также это подразумевало, что люди должны оцениваться не по своему положению и религии, а по своим действиям. Фактически здесь впервые были утверждены зачатки веротерпимости. То, что сейчас составляет одну из основ либеральной теории и западной демократии.
Данная традиция веротерпимости закрепилась в армянской культуре и особенно проявила себя в период становления Киликийского царства. Знаменательными являются слова Вардана Айгекци в его «Назидании злословящим крикунам». В нем он обращается к ромеям, армянам и сирийцам и пишет, что «вы призваны одним Христом и крещены в одной купели, просвещены одним Отцом и одним Святым духом, и, однако, попрекаете и хулите друг друга».
Для него борьба между христианскими конфессиями была на руку врагам, ведь «знаете, что не время сейчас испытывать веру или подтверждать… Какова она сегодня, то мы и имеем». Фактически, это было беспрецедентно для Средневековья — призывать к подобного рода веротерпимости и братству между христианами.
Аналогично Айгекци к братству и прекращению споров призывали Нерсес Ламбронаци, Григор Тха и многие другие. «Да будет известно сведущим критикам, что христианские народы кое в чем различаются между собой. Но милость Божья укрепила меня сознательно пренебречь их суетным обычаем и предпочесть любовь», — писал Нерсес Ламбронаци, считая разделения христиан суетным делом.
Важно отметить позицию Нерсеса Шнорали. Он подчеркивал, что ни в коем случае нельзя обращать кого-то в веру, даже праведную христианскую, путем оружия и насилия. Он стремился к росту экуменического движения и уважения, единства со стороны всех христиан мира. Эта позиция не имеет аналога в европейской практике. Например, живший в те же времена Бернард Клервоский вполне одобрял насилие для обращения в веру еретиков, язычников и мусульман.
Особый комментарий на этот счет оставил и правовед Мхитар Гош. Он писал, что «Христос не ревнив, он приемлет каждый народ, ибо уподобил он царство небесное неводу, куда попадает всякий род рыбы. Разве простит Бог тех христиан, которые считают приверженцев ислама и иудеев лучшими, чем армяне?». Фактически армянские философы стремились избежать богословских споров и найти способ мирно сосуществовать с другими христианами и религиями, прекрасно осознавая тяжесть религиозного давления. Особые исторические реалии Армении привели к опережению армянами философской мысли Европы.
Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *