nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В сентябре 2019 года исполняется 15 лет с момента торжественного освящения в Ростове-на-Дону католического храма. Хотя, по данным Википедии, римско-католический приход «Тайная вечеря» в нашем городе ведет свою историю со второй половины девятнадцатого века, когда в городе была построена первая католическая церковь.
В середине двадцатого века она, как и многие другие церкви, была закрыта и разрушена. В 1992 году католический приход в нашем городе возродился. В 1993 году появилась деревянная часовня, в 1999 году был заложен фундамент католической церкви. 19 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение храма Тайной Вечери. Освящение совершил епископ епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель. Был также построен духовно-благотворительный комплекс с видеотекой, музыкальным салоном и компьютерным залом.
Недавно, перебирая свои старые фотоальбомы, я случайно увидел фотографии с торжественного открытия католического храма Тайной вечери у нас в Ростове-на-Дону. На этих фото я со своими друзьями Григорием Акоповым и Артуром Минасяном запечатлен с прихожанами во время торжественной литургии.
Тогда, в начале двухтысячных годов, мы с Григорием Акоповым задумали создать сайт Нахичевань.ru. Фактически создателем этого сайта, который, кстати, существует до сих пор, и стал Григорий. По нашей задумке, сайт должен рассказывать об истории Нахичевани, культуре донских армян, об известных людях, которые своей деятельностью прославили донской край. И видимо, поэтому нас с Григорием и Артуром пригласили в сентябре 2004 года на открытие католического храма в Ростове. Нам сказали, что частично литургия будет идти и на армянском языке, потому как среди католиков Ростова есть немало армян. Мы были тогда очень удивлены. Ведь подавляющее большинство армян являются прихожанами Армянской Апостольской православной церкви. Именно так официально называется Армянская церковь, духовный центр которой располагается в Святом Эчмиадзине, в Армении. Но, оказывается, есть среди армян приверженцы католицизма. Более того, существует и Армянская Католическая церковь, которая была образована в 1742 году. В 1742 году папа Бенедикт XIV утвердил бывшего епископа Армянской апостольской церкви Авраама Ардзивяна (1679–1749) католическим патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане. Новый патриарх стал именовать себя Авраам Петр I, и все, кто наследовал патриарший престол, также вводили в свой церковный титул имя Петрос (Петр). Кстати, сегодня духовный центр армян-католиков также находится в Ливане, в Бейруте.

25 июля 2015 года был избран новый Патриарх Армянской Католической Церкви. Им стал архиепископ Григор Гарбоян (Габроян). С именем Григор Петрос XX он стал армяно-католическим Патриархом Киликийским.
Крупный армянский католический монастырь располагается в Бзуммаре (Бзоммаре или Зммаре) в Ливане. Это братство священников располагает большой библиотекой и духовной семинарией, открытой еще в 1771 году. Высшее образование армяне-католики получают в Риме, в основанном в 1883 году Армянском Колледже.
В настоящее время больше всего армян-католиков проживает в Бейруте (Ливан) и Алеппо (Сирия). Армяне-католики живут и в России: в Москве, в Ростове-на-Дону, Сочи и других городах. С 1991 года армяне – католики Восточной Европы, в том числе и России, подчинены ординарию, имеющему резиденцию в городе Гюмри (Армения). С 2011 года возглавляет паству архиепископ Рафаэль Франциск Минасян. Родился он в Бейруте. Основал армянское телевидение «Телепаче Армения» в Ватикане.
Наиболее активны в России армяне-католики из «Джавахкской диаспоры». Джавахк – это район в Грузии, где компактно проживают армяне. Среди них есть и католики.
Предыдущий Патриарх Армянской католической церкви Нерсес Петрос XIX Тармуни, который скончался 25 июня 2015 года от инфаркта, был личностью уникальной, неординарной, много сделавшей для своего народа. Именно по предложению и по инициативе Патриарха 12-го апреля 2015 года в Ватикане Папа Римский Франциск I в Соборе Святого Петра отслужил мессу в связи с 100-летней годовщиной Геноцида армян. Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Петрос XIX Тармуни осуществил большую работу также и в вопросе причисления Григора Нарекаци в ряды Учителей Вселенской Церкви. Нерсес Петрос XIX (в миру Бутрос Таза) родился в Каире в многодетной семье армян-католиков в 1940 году.
29 апреля 2015 года Патриарх Нерсес Петрос XIX Тармуни посетил также в Москве храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви. Владыка Езрас радушно принял Патриарха. Они вмести вознесли благодарственные молитвы Господу. Патриарху рассказали об истории строительства храма. Нерсес Петрос XIX Тармуни впервые посетил московский кафедральный собор Армянской Апостольской церкви. В апреле 2015 года Патриарх также посетил город Сочи. Высокого гостя сопровождали архиепископ Армянской католической церкви в Армении, Грузии, России и Восточной Европе Рафаэль Минасян, генеральный викарий о. Месроп, викарий архиепископа по Москве и всей России монсеньор Петрос Петросян и другие священнослужители. Этот визит был также приурочен к 100-летию Геноцида армян в Османской империи. Нерсес Петрос XIX Тармуни совершил Литургию (Патараг) и крестил младенца.
Но вернемся к истории освящения католического храма в Ростове в 2004 году. Итак, мы с моим другом Григорием Акоповым как создатели сайта, который рассказывает о культуре и об истории армян, по приглашению попали на открытие католического храма Тайной вечери в сентябре 2004 года.
На освящение храма прибыли верующие и гости из многих стран мира. Были представители Нигерии, Анголы, ЮАР, Замбии, Чили, Перу, Польши, Германии, Грузии, Украины, Армении и других стран. Надо сказать, что и сам обряд освящения стал международным действом. В тот день в стенах храма звучал армянский, английский, польский, русский, языки народов Африки, Азии, Южной Америки. Тогда я задумался над вопросом, каким образом в Ростове появились армяне-католики. Надо сказать, что крупные армяно-католические общины стали возникать в Российской империи во второй половине XVIII века. Это было связано с включением в состав империи новых территорий, в том числе Польши, где проживали армяне-католики. Как пишут
М.И. Отдельский и М.М. Одинцова в работе «Армянская Католическая Церковь в России: исторический и современный аспекты: XVIII-XXI вв.», в период между 1720 и 1760-ми годами на территории Северного Кавказа появились большие общины армян-католиков, беженцев из Турции и Персии.
По данным М.И. Отдельского и М.М. Одинцовой, в годы Геноцида армян в Османской империи в начале двадцатого века из 150 тысяч армян-католиков чудом спаслись около 20 тысяч. Часть верующих смогли укрыться в Армении и Южной Грузии. Армяне-католики стали появляться и в Ростове-на-Дону. Надо сказать, что в Нахичевани к армянам-католикам относились с недоверием, их не очень любили, считали вероотступниками. Я даже помню, как в моем детстве, когда кто-то что-то по религиозным понятиям делал не так, то старики могли с негодованием спросить: «Почему себя так ведешь? Ты – католик?». Хотя Нахичевань-на-Дону город был интернациональный и веротерпимый. В Нахичевани жили и католики – поляки, немцы. Но повторю еще раз, к армянам-католикам нахичеванцы почему-то относились с недоверием.
Правда, есть интересный исторический факт. По данным интернет-энциклопедии Хайазг, в начале двадцатого столетия в Ростове-на-Дону недолгое время служил армяно-католический архиепископ, духовный лидер католиков армянского обряда Российской империи Саркис Тер-Абрамян. Он родился в 1868 году в городе Александрополе (ныне Гюмри, Армения). Кстати, Тер Абрамян во время Геноцида армян 1915 года в Османской империи писал письма в Ватикан с описанием фактов уничтожения армянского населения. После Ростова-на-Дону Тер-Абрамян служил в Феодосии, в Крыму. Но во время Октябрьской революции 1917 года подвергся репрессиям. К счастью, сумел уехать в Италию, в Рим, где и умер в 1952 году.
Интересно, что общая численность армян-католиков в мире на 2015 год, по данным AnnuarioPontificio, 737 тысяч человек в 99 приходах, 17 епископов, 84 священника. Современные армяне-католики Ростова являются, в основном, переселенцами из Грузии, из Ахалцихского, Ахалкалакского, Богдановского районов этой страны. Все эти люди приехали в Ростов в конце XX века, когда войны в Закавказье, экономическая и социальная неустроенность заставили беженцев искать лучшей доли в России. Но при этом армяне-католики сохранили свою веру и свои традиции.
К счастью, сегодня между Армянской Католической и Армянской Апостольской православной церквями нет антагонизма.
Вот так фотографии из далекого уже 2004 года заставили меня вспомнить об истории армян-католиков.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *