Наринэ Аванесян до развязанной Азербайджаном осенью 2020 года злосчастной войны жила заботами своей семьи и любимой работой в арцахском городе Шуши. Растила с мужем-офицером Армии обороны четверых детей. Работала самоотверженно, отдавая сердце детям, воспитателем подготовительной группы в Шушинской средней школе им. Х. Абовяна.
Проклятая война грозной тучей ворвалась в Арцах, в судьбу каждого жившего на этой древней армянской земле. Наринэ не хотела покидать родной город, с которым было связано все, что дорого ей в жизни. Спасалась от громыхавших и жадных до человеческих жизней артобстрелов в подвалах многоэтажек. Ходила по всем подвалам в желании свидеться со своими воспитанниками, вселяя в них силы, даря свою теплоту и поддержку. Двое сыновей Наринэ, воспитанные, как и положено в семье военного и учителя, в духе патриотизма, воевали на фронте с врагом. Оставила город лишь 1 ноября, на 36-й день 44-дневной войны, когда древний Шуши и величественный храм Казанчецоц/Шушинская церковь Святого Христа Всеспасителя стали главной мишенью обстрелов азербайджанской армии. Дважды сильно пострадало здание Божьего дома, а шушинцы, не успев забрать из покидаемых в срочном порядке домов даже документы и предметы первой необходимости, были эвакуированы.
То и дело оглядываясь на потопавший в отблесках взрывавшихся снарядов и обволакиваемый черным смрадом Шуши, Наринэ с детьми добрались до Степанакерта, откуда их отправили в Ереван.
Наринэ, всегда относившаяся к своим воспитанникам как мать, сразу же стала интересоваться судьбами своих питомцев и, найдя их, собрала и стала общаться и заниматься с ними, более всего имея целью подбодрить ребятишек, не дать им почувствовать себя одинокими и пасть духом.
Почти сразу же после прекращения боевых действий Наринэ вернулась на Родину, правда, в Степанакерт. Родимый Шуши остался в плену противника и на него можно было смотреть лишь издалека, стиснув зубы и борясь с щемящей в груди болью.
Педагог от Бога, Наринэ стала подыскивать помещение для занятий теперь уже в арцахской столице. Ей хотелось собрать детей из оставшихся под контролем противника Шушинского и Гадрутского районов, малышей, которые лишились крова, а некоторые и… отцов.
Мир не без добрых людей. На первых порах занималась с детьми до полудня в офисе, владелец которого любезно проявил добрую волю. Инвентарь собирала по крупице, с миру по нитке, как говорится: кто стульчики детские отдал, кто столик, а кто и ноутбук.
Вскоре Наринэ нашла более комфортное помещение для ущемленной войной детворы. Благодаря своей напористости и преданности детям и призванию смогла достать необходимое оборудование. Правда, помещение пока арендует.
Война ни на миг не перестает давать знать о себе. Ее можно увидеть в печальных, тоскующих по родным очагам детских глазах. Боль и вместе с ней хоть какое-то напоминание о беззаботной жизни в родном городе родились, когда вселившийся в шушинский дом Наринэ азербайджанец стал отправлять ей в соцсетях фотографии из семейного альбома, который она не успела взять с собой.
Группу дошколят Наринэ посещают на данный момент 25 детей. Хотя желающих намного больше, условия пока не позволяют. На днях она провела большой литературно-музыкальный утренник, в ходе которого дети исполнили стихи и песни о своей любви к Родине, о желании жить мирной жизнью. На мероприятии присутствовали, помимо родителей, воины арцахской армии.
Свою работу Наринэ считает профессиональной миссией, и поэтому запрещает родителям даже заговаривать о какой-либо мзде. Наринэ очень общительна, всех окружающих одаряет оптимизмом. Поэтому и родители тянутся к ней, стремясь заразиться этим оптимизмом, надеждой и верой в лучшее завтра.
А сама Наринэ Аванесян не только надеется, но просто уверена, что наступит день, когда своей любимой работой она вновь будет заниматься в родном священном Шуши.
«Это моя мечта-вернуться в мой Шуши», — говорит Наринэ неподдельными и исключающими сомнения тоном и улыбкой, добавляя, что исполнение ее мечты не за горами.
Давид ВАНЯН, Степанакерт.
«Арцахский Акцент»