Спросите любого истинного ростовчанина, человека любящего Ростов, знающего его историю, что самое значительно произошло в культурной жизни городе за прошедший год. Убеждена, в перечне событий одним из первых (если не первым) будет назван день открытия на площади Свободы музея Русско-армянской дружбы» (структурное подразделение Ростовского областного музея краеведения).
Весть о том, что затянувшийся капитальный ремонт одного из шедевров нахичеванского архитектора дореволюционной поры Никиты Дурбаха, бывший особняк купца Марка Искидарова, завершен, что он готов принять в свои стенах Музей русско-армянской дружбы, ( с 1972 до 2007 годы он размещался в монастыре Сурб Хач), облетела Ростов в считанные дни. В результате в день открытия музея у дверей музея собралось людей много больше, чем могли вместить его залы. Люди терпеливо ждали, когда почетные гости – заместитель главы администрации Ростовской области Игорь Гуськов, мэр Ростова Михаил Чернышев, глава Нахичеванской-на-Дону армянской общины Арутюн Сурмалян, губернатор Араратского области Республики Армения Эдик Барсегян разрежут традиционную красную ленточку и им можно будет войти в этот новый Дом. И они вошли, чтобы сразу окунуться в атмосферу дружбы армянского и русского народа. Заиграли восточная зурна, русская гармонь, запели девушки в армянских и казачьих национальных костюмах. Вот она ключевая суть этого музея — когда национальное, становится интернациональным, когда традиция и культура одного народа перетекают в другой. Об этом говорил на открытии Игорь Александрович Гуськов, напомнив о том созидательном вкладе, который внес армянский народ в освоение диких некогда донских степей, основав в 1779 году рядом с крепостью Дмитрия Донского славный армянский город Нар-Нахичеван. Об этом говорил мэр Ростова Михаил Анатольевич Чернышев, вспомнив как попав впервые в Армению был поражен духом народа, растившие на камнях свой хлеб. История прихода на Дон армян драматична, она требует отдельного рассказа. Мудрости и прозорливости Екатерины Второй хватило на то, чтобы уговорить живших в Крымском ханстве христиан – армян и греков – поселиться на пустующих (в то время!) российские земли. Пришельцам были дарованы беспрецедентные экономические и юридические льготы, и очень скоро на месте где ветер трепал ковыль, выросли сады, поднялся славный город Нахичевань. Этот город (ныне Пролетарский район) славится не только как один из самых красивых с архитектурной точки зрения уголков Ростова, но и тем, что здесь родились люди, которых мы сегодня называет гордостью всего донского края, прославившие Ростовскую область далеко за ее пределами. Назовем лишь несколько самых звонких имен — художник Мартирос Сарьян, писательницы Мариэтта Шагинян и Вера Панова, музыканты Михаил Гнесин, Ким Назаретов, Георгий Балаев, основатель московского театра «Летучая мышь» Никита Балиев, номинант Нобелевской премии в области медицины Эммануил Кастанаян, лауреат премии «Золотая маска», сценограф Степан Зограбян… Люди разных поколений, профессий, убеждений они объединены общим корневым началом. Все они родом из Нахичевани… И все, разлетевшись по миру, отныне навсегда приписаны к родному городу. У всех теперь общий дом – Музей русско-армянской дружбы. Об этом говорила внучка Мартироса Сарьяна, директор музея носящего имя ее великого деда Рузанна Сарьян. Она призналась, что хотя всю жизнь живет в Ереване, но на Дон приезжает как к себе на Родину, «Ну а как же иначе? Ведь эти земли политы кровью и потом моих предков…», — удивляется она, когда кто-то попытался поблагодарить ее за то, что приехала поздравить ростовчан с открытием нового Музея. Директор Ростовского областного музея краеведения Галина Кулешова и заведующая Музеем Маргарита Соколова приняли в дар от делагации и Армении картину, которая вместила в себя все символы этой древней страны – на ней запечатлены священная для армян гора Арарат, храм и плоды гранатового дерева.
В этот знаменательный день высокую оценку своей общественной деятельности получил Председатель правления РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Арутюн Сурмалян. Медалью Почета Национального Собрания Республики Армения его наградил генеральный консул Республики Армении на юге России Арарата Гомцян.
Все мероприятие сопровождалось эмоциональными выкриками присутствующих — «Да здравствует русский и армянский народы! Музею русско-армянской дружбы – слава!»
Что говорить, музей действительно ждет слава. Он живет в планах, призванных прославить его не только среди жителей старой части Ростова — Нахичевани, но и в стране. Может в мире. Ведь уникальность его не только в количестве редких экспонатов (их более 30 тысяч), но и той философии мира и созидания, дружбы и добрососедства, проводником которого он призван стать.
А потому хотя ремонт этого старинного здания в исторической части Нахичевани стоил Ростовской области не малых денег, но идея в нем заложенная стоит много больше.
Ведь этот музей не просто символ межнациональной дружбы, пример того как можно жить народом под этим общим небом, в этом общем доме – России. Он свидетельство того как нужно жить. А этого дорого стоит…
Нонна МИРЗАБЕКОВА
Особняк Гайрабетовых
Особняк возведен в 1880 году наследниками купца Карпа Гайрабетова.
В начале 20 века здание было продано крупному фабриканту, директору Нахичеванского городского общественного банка Марку Искидарову. Новый владелец в соответствии со своим вкусом, следуя последней моде, перестроил дом, пригласив архитектора С.К. Ласканова, не оставившего в Нахичевани более ни одного своего творения. На архитектурное убранство фасадов, вероятно, оказал влияние располагавшийся напротив Нахичеванский театр. Фасад представляет собой сложную ритмическую структуру, использующую элементы ордерной системы, типичной для классицизма. В 1920 году здание, как и многие другие, было национализировано. В особняке разместились классы художественной школы имени Врубеля, основательницами которой были писательница Мариэтта Шагинян и её сестра Магдалина.
В конце 20-х годов 1 этаж дома занимала городская библиотека имени Пушкина. На 2-м находился пионерский клуб. В 1947 году здание было передано городской библиотеке.
Первоначальный вид здания сохранился до Великой отечественной войны. В 1942-1943гг. были повреждены ряд деталей фасада. 1950-е разобрали балкон.
До недавнего времени здание стояло в полуразрушенном состоянии, мраморная лестница рассыпалась, кое-где еще оставались элементы декора интерьера, которые напоминали о былой красоте.
Архитектура
В композиции фасадов применены композиционные приемы и декор, характерные для многих архитектурных направлений. Использование мрамора, железобетонных конструкций, больших оконных проемов(1 этаж) являются нововведениями модерна.
Главным протяженным фасадом дом обращен к театру этому подчинена и дугообразная в плане угловая часть его выделенная невысокой ротондой и пологим куполом. Фасад расчленен тремя раскреповками. Они доланкированы мраморными двухъярусными пилястрами, завершенными самостоятельными карнизами и аттиками. Их изначально украшали навершая в виде шаров на декоративных подставках. Верхний этаж, в котором размещались апартаменты владельца, прорезал ряд высоких полуциркульных окон. Проемы сгруппированы по три между раскреповками, оформляли аркады. Широкие окна на выступах флонкаровали вазоны на капителях двухъярусных пилястр. В свободной трактовке больших квадратных окон первого этажа, в стилизации архитектурных деталей (пилястр с вазонами, аттики с навершиями, строенные венки над окнами) проявились сдержанные черты модерна.
Над парадным входом размещался навес – портал на двух на двух массивных колоннах. Активную пластику фасада подчеркивали эркер на центральной раскреповке и балкон рядом с дугообразной частью здания. Парадная двухстворчатая с высокими полуциркульными остекленными полотнами и многочисленными резными накладными деталями органично дополняет облик фасада.
Не меньшей насыщенностью декора отличается интерьер особняка. Планировка второго жилого этажа представляла анфиладу парадных комнат (зал, столовая, кабинет) размещены вдоль главного фасада.
Самым большим был протяженный зал, расчлененный на три части и украшенный тремя лепными плафонами. Стены зала оформлены багетными рамками с медальонами; простенки орнаментальные вставки.
Убранство столовой выделялось перегруженностью лепного и штукатурного декора. Потолок имел глубокие кессоны; стены – богато декорированный фриз и карниз на узких лопатках. Северное угловое помещение занимал кабинет, фриз его украшали рельефные вставки на египетские сюжеты; карнизы над входами изображения крылатого божества.