Помимо фамилий, образованных от библейских имен, имен пророков, апостолов и общехристианских святых, есть огромное множество фамилий, происходящих от имен святых сугубо Армянской Церкви. Кстати, здесь нужно сделать небольшую оговорку, что до 607 года Армянская Апостольская Церковь и католический Рим развивались в одном направлении. Только после Третьего Двинского Собора по многим спорным вопросам ААЦ отделилась от католического Рима. Поэтому, говоря о христианских святых этого периода, мы должны иметь в виду, что они почитаемы и католиками-армянами, и армянами традиционной апостольской веры. Католиков-армян традиционно называют франгами, и они составляют примерно 10 процентов верующего армянского населения.
К таким святым относится Сурб Саргис, многими обрусевшими армянами отождествляемый с Георгием-Победоносцем. Культ Святого Саргиса восходит к древним языческим временам, об этом говорят и обряды, посвященные этому святому. Однако чаще его деяния связывают с полководцем Саргисом и его сыном Мартиросом, жившими в 4 веке нашей эры.
Мученик Саргис (от лат. Сергий – «высокочтимый»), сын его св. Мартирос (от греч. Мартирий – «свидетель, мученик») и сотоварищи их всегда были в Армении особо почитаемыми святыми, которым посвящено множество церквей у армян. Св. Саргис был уроженцем знаменитого города Кесарии Каппадокийской. Он был мужественным и мудрым воином, поступившим на воинскую службу в римскую армию и достигшим звания стратилата Каппадокии. Открыто исповедуя христианство, он оказался в опасности, когда римский император Юлиан (361–363 гг.), отступивший от Христа (Юлиан-Отступник), начал ожесточенные гонения на веру. Св. Саргис и его сын Мартирос нашли убежище в Великой Армении. Прожив здесь некоторое время, они пришли в Персию и поступили на службу к шаху Шапуху II (310–381 гг.), который поставил Саргиса во главе большого войска. Влияние и авторитет св. Саргиса на своих воинов было столь великим, что многие вокруг него обратились ко Христу. Узнав об этом, шах призвал его к себе и приказал стать зороастрийцем-язычником. Св. Саргис отказался, сказав, что он служит Истинному Живому Богу. Разгневанный шах приказал отдать его сына Мартироса на растерзание толпе, а самого Саргиса обезглавил. Таково короткое содержание мученичества св. Саргиса Стратилата. Здесь надо сказать, что волею судьбы почитание св. Саргиса Стратилата сохранилось исключительно в Армянской Церкви и более ни в какой другой.
С 2007 года в Республике Армения отмечают день рождения Саргиса как День всех возлюбленных, это праздник, приравниваемый к Дню святого Валентина. По народной традиции Сурб Саргис (святой Саргис) помог Ашугу Гарибу за час пройти трехдневный путь и успеть к своей возлюбленной Шахсенем; он посадил его на своего коня и довез до цели. Об этом пишет и Лермонтов в своей обворожительной легенде «Ашик-Кериб», но не упоминает имени святого. Сотни армянских церквей по всему миру носят имя этого любимого народом святого, и поэтому фамилия, образованная от его имени, наиболее распространена среди армян, хотя на русском она имеет много форм написания: Саргисян, Саркисян, Саргсян, Сарксян, Сарксьян и т.д. Стала распространенной и фамилия, происходящая от имени сына св. Саркиса Мартироса – Мартиросян, а глагол мартиросвел по-армянски означает умереть мученической смертью за веру свою.
Другим святым, соотносимым по важности со святым Саргисом, был святой Карапет. Карапет (арм. – предтеча, предшественник, предвестник) – персонаж армянской мифологии, после принятия армянами христианства отождествляемый с Иоанном Крестителем (Иоанном Предтечей).
Большинство сюжетов и мотивов, связанных с ним, имеют дохристианское происхождение; сам персонаж перенял функции древних богов. Карапет в мифах, сказаниях, верованиях и песнях выступает подобно Михру победителем всех дэвов.
Карапет – хранитель армян. При наступлении врага, благодаря его помощи, армяне побеждают и истребляют вражеские войска. Его назвали Мшо Султан (Султан Муша-Тарона – места его монастыря) или Султан Святой Карапет. Карапет (подобно архаическому богу Тиру) – покровитель искусств, одаривающий людей способностями к музыке, поэзии, приносящий удачу в спортивных состязаниях (Сурб Карапеты твац, «одаренный святым Карапетом»). К нему обращали свои молитвы народные певцы-музыканты (ашуги), канатные плясуны, акробаты и борцы. В Нахичевани-на-Дону есть также церковь святого Карапета, но она была построена в качестве кладбищенской церкви. На кладбище этой церкви похоронено очень много видных нахичеванцев. Настоятель церкви – всем вам известный Тер-Тадевос.
В средневековом эпосе «Таронская война» и мифологизированных сказаниях Карапет подобен богу-громовержцу – это гремящий в облаках длинноволосый муж с пурпурной короной на голове, с крестом, в одежде, сверкающей, как пламя. И поэтому неудивительно такое изобилие людей, носящих фамилию Карапетян.
Очень распространены армянские фамилии, происходящие от имен Амбарцум и Арутюн, которые соответственно означают воскресение и вознесение Христа, – Амбарцумян и Арутюнян, а это означает, что армянская церковь издревле занималась и христианским слово-творчеством, присущим армянскому творческому характеру. Стали распространенными именами и фамилиями библейские обозначения пророков и апостолов – аракял, Аракел – Аракелян, маргаре – Маргар, Маргарян и Маркарян. Многие фамилии образованы от имени армянских святых или святых мужей, которые жили задолго до официального принятия христианства в Армении. К ним относится армянский царь Эдессы Абгар, современник, друг и почитатель Христа, который много раз звал Иисуса к себе, чтобы спасти от неминуемой гибели. Фамилия Абгарян довольно распространена и в исконной Армении.
Календарь Армянской Церкви особым образом отмечает память нескольких сотен святых, из которых много святых, просиявших именно в лоне исторической Армении. От их имен есть много широко известных фамилий, и многие из армян даже не знают, что они носят фамилию, основанную на имени того или иного святого. Святой Атте – Атояны, святые князья Сукиасянцы – Сукиасяны, святой Антон – Антоняны, святой католикос Аристакес – Аристакесяны, св. католикос Вртанес – Вртанесяны, хотя в этимологическом плане Вртанес и Вардан имеют одинаковое персидское происхождение, как и женское имя Нвард.
Св. епископ Усик – Усикян, Усоян (усеченная форма), хотя последняя фамилия может быть и езидской.
Св. отец Месроп Маштоц, фамилии – Маштоцян и Месропян. Святые князья Атомянцы – Атомяны.
Гевондянцы – Гевондяны, святые Татул, Варос, Тумас – Татуляны, Варосяны, Тумасяны, св. Мхитар – Мхитаряны, великомученник Минас – Минасяны.
Очень распространены фамилии Варданян и Мамиконян, и они фактически есть дань великому подвигу святого армянского спарапета Вардана Мамиконяна и 1036 сомучеников-воинов, сложивших голову за свою веру в Аварайрской битве в далеком 451 году.
И не забывайте, что уже много лет наша армянская газета выходит только потому, что ее издание спонсирует один из основателей Нахичеванской армянской общины Артавазд Вараздатович Варданян.
Много армянских фамилий с основой на ХАЧ– (крест) как результат христианского или народного словотворчества. Хачатур (данный Крестом) – Хачатрян или Хачатурян. Вторая форма данной фамилий без усеченного гласного встречается так же часто, как и первая. Арам Хачатурян – великий армянский и совет-ский композитор. Один из уважаемых армян Ростова Фердинанд Зулуматович Хачатурян – известный меценат, главный спонсор и организатор постановки исторической драмы «Тигран Великий» в Ростовском академическом театре драмы им. Горького. Кстати, это первая удачная попытка постановки армянской исторической драмы на русской академической сцене за 230 лет существования армянской диаспоры в России.
Распространена и фамилия от уменьшительно-ласкательной формы обозначения креста – хачик: Хачикян, Хачоян. Вспомните профессора Хачикяна и водителя Хачикяна из «Мимино».
У нахичеванских и чалтырских армян распространена фамилия Хачкинаян (с Крестом останься), но, к сожалению, многие владельцы этой прекрасной армян-ской фамилии носят ее с русским окончанием – Хачкинаев. Есть и менее распространенные фамилии с основой на ХАЧ – Хачманукян, Хачвердян, Хачназарян и т. д.
Спорной остается фамилия Хечумян – возможно, в некоторых армянских говорах, особенно в западных, употребляется форма ХЕЧ вместо ХАЧ.
И посмотрите, какая прекрасная фамилия у создателя чалтырского литературного кружка – Кристосдурян. Вечная память Кресту и этому одаренному поэту и учителю.
Много христианских армянских сложных фамилий с основой на ТУР – данный: Аствацатур (данный Богом), у русских – Богдан, у курдов – Ходедан. Однако это божественное имя имеет и упрощенную форму – Асатур, а в просторечии – Асик и Асо. Отсюда и многовариантность образованной от имени фамилии: Аствацатрян (Аствацатуров), Асатрян (от Асатура), Асикян, Асоян.
Есть и армянские фамилии, подчеркивающие церковную иерархию: Епископосян, (епископ), Тертерян (священник), Тирацуян (от тирацу – очень распространена у нахичеванских армян), Вардапетян, Ерицян, Ерецян (вспомните великолепного артиста Кима Ерицяна), Саркавагян (от саркаваг), Хартавакян (распространенная фамилия среди чалтырских армян).
Очень распространены армян-ские фамилии с названием ангелов. Архангел Гавриил – Габриэл – Габриэлян; ангелы-серафимы – серовбе (по-армянски) – Серобян; ангелы-херувимы – керовбе (по-армянски) – Керобян, Керопян. Стало фамилией и название Святой Пасхи – Затик: Затикян (вспомните великолепного игрока ереванского «Арарата»).
Есть также много фамилией, начинающихся на Тер (Господь): Тер-Петросян (фамилия первого президента Республики Армения), Тер-Габриэлян, Тер-Погосян, Тер-Оганнисян и т. д.
Я думаю, мы перечислили отнюдь не все армянские фамилии, созданные на основе армянских христианских имен, традиций и обрядов. Их огромное множество. Дай Бог всем имеющим христиан-ские фамилии христианскую любовь, смирение, счастье, терпение и просто человеческое благополучие…
Ара ГЕВОРКЯН, поэт, драматург