nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

…И пуст Сераль, и смолк его фонтан,
И высохли столетние деревья…
Стамбул, Стамбул! Последний мертвый стан
Последнего великого кочевья!
(И.А. Бунин)

Стамбул – единственный в мире город, который одновременно расположен на двух материках. Возраст города приближается к трем тысячелетиям. За свою долгую историю Стамбул сменил несколько названий. Его называли Истанполисом, Византионом, Нова Рома, Константинополем… На Руси его именовали Царьградом. Турки переименовали в Стамбул. А армяне по сей день называют Стамбул просто полисом (от греч. Πόλις – «город»). До нашествия тюркских племен Османа I Стамбул пестрил многонациональностью. Стержневым христианским населением были греки и армяне. Но с момента падения Константинополя в 1453 году христианское население стало сокращаться. Сегодня в Стамбуле лишь 5% христиан. Об одном из некогда крупных народов Константинополя, армянах, и пойдет речь в материале нашего корреспондента.
ЦАРИ АРМЯНСКИЕ

Армяне начали мигрировать на «Золотой Рог» Босфора в 384 г. н. э., но сама армянская община сформировалась значительно позже, только в 572 г. В IX-XI веках численность армян увеличилась: это был тот период, когда на престол взошла Македонская Армянская династия. Эта эпоха вошла в историю Византии как «золотой век»: византийские армяне были торговцами, ремесленниками, архитекторами, воинами и полководцами армянских легионов, составлявших основную часть византийской армии. Некоторые из них стали императорами Византии. Самыми известными из них были Левон V, Роман I, Никифор II Фокий, Иоанн I Цимисхий, Василий II Болгаробойца. Именно в эпоху Македонской Армянской династии на престоле византийском и были приняты важные исторические законы и налажены связи между Византией и Русью.
К примеру, Василий I Македонянин систематизировал византийское законодательство, издав два кодекса. В них впервые в истории Византии была сделана попытка определить роли, которые в государственном законодательстве должны играть император, патриарх и само государство. Другой император из Армянской Македонской династии Лев VI заключил с русским князем Олегом торговый договор от 2 сентября 911 года, являющийся первым упоминанием о Руси как государстве.
Не менее значимым для Византии и Руси был другой император Армянской династии Константин Багрянородный, прославившийся не только походами, но и литературной деятельностью. Константин Багрянородный – автор сочинений «О Фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. Именно он описывает визит княгини Ольги в Константинополь в 957 году и ее крещение.
Нельзя также не упомянуть и об Иоанне Цимисхие – византийском императоре из знатного армянского рода, прославившего империю победами над арабами, болгарами, финикийцами. А русский художник Клавдий Лебедев увековечил императора в своей картине «Святослав встречается с Цимисхием». Кстати, из 16 византийских императоров-армян наиболее значимую роль в истории России сыграл Василий II Болгаробойца. В русской истории он известен как шурин князя Владимира; при нем совершилось крещение Руси, последовавшее после того, как Василий согласился выдать свою сестру Анну за киевского князя при условии принятия Русью христианства.

ОСМАНСКИЙ ПЕРИОД

Ничто человеческое не чуждо и империям. Они, как и люди, независимо от благосостояния рождаются и умирают. То же случилось и с Византийской империей, которая пала в XV в., а на ее месте образовали Османскую империю выходцы из центральной Азии. При них большая часть наследников Византии стали покидать родные просторы. Остальные постепенно ассимилироваться с тюрками. Оставшиеся христиане несли тяжелое бремя. Их облагали многочисленными налогами, в том числе и подушными. Но и при таких тяготах и лишениях многие армяне оставались самими собой, не изменяли «своему Богу». При османах армяне также вносили свой огромный вклад в дела империи, строительство нового, исламизированного Константинополя, который уже стал называться Стамбулом (тур. İstanbul).
Сегодня любому туристу, посещающему Стамбул, сложно представить этот город без ряда дворцов, мечетей, других сооружений, которые составляют достопримечательности города и были возведены армянскими архитекторами. Только одно семейство Бальянов оставило несколько десятков своих архитектурных следов. Судите сами, большая часть визитных карточек Стамбула принадлежат семье Григора Бальяна и его потомкам. Среди их работ султанский дворец Долмабахче, а также дворцы Бейлербейи, Арнавуткей Валиде Султан, Чираган, мечети Нусретийе, Ортакей, мавзолей султана Махмуда II, пирс Бешикташ, пожарная башня Баязет, Академия художеств в Топхане, здание стамбульского университета и многое другое. Кроме того, армяне Стамбула были отличными врачами, о чем свидетельствуют султанские архивы и медицинские книжки, хранящиеся в стамбульских исторических музеях. Армянские врачи следили за здоровьем монарха и его двора, а также имели собственные частные клиники по всему Стамбулу.
Но времена, как и настроения людей, меняются. Несмотря на вклад армян в Османскую цивилизацию, конец XIX века стал ужасающим для этого народа – угнетения, расправы над ними при султане Абдул Гамиде приняли небывалые масштабы. В связи с этим 15 июля 1890 г., партия «Гнчак» организовала демонстрацию с участием 5 тысяч человек в квартале Бабыали, где находилось здание османского правительства. Демонстрация была жестоко подавлена и закончилась кровопролитием. 14 августа 1896 г. члены партии «Дашнакцутюн» захватили здание банка «Оттоман», в результате чего полки Абдул Гамида, заранее размещенные в разных районах города, напали на армянские кварталы и устроили погромы среди мирных жителей. Погромы достигли огромных масштабов. Жертвами неописуемой жестокости стали тысячи армян. В Саматии армяне оказали вооруженное сопротивление и против них было выведено регулярное войско. После этих событий значительное число армян мигрировало из Стамбула за рубеж.
Вторая расправа над армянами произошла в 1915 году, в год геноцида армян, когда было уничтожено по всей территории Османской империи полтора миллиона армянского населения, главным организатором расправ был правящий триумвират – Талаат Паша, Джемаль Паша и Энвер Паша. В самом Стамбуле были замучены и убиты сливки армянской интеллигенции – врачи, политики, бизнесмены, педагоги, музыканты.
СОВРЕМЕННОСТЬ

Итак, после жаркого – в прямом и переносном смысле – Дамаска я в холодном Стамбуле. С первых же минут, уже в аэропорту им. Ататюрка, мне показался Стамбул чужим городом. Обычно такого со мной не бывает, учитывая, что я люблю находиться впервые в каких-либо краях, от заброшенной российской деревушки до мегаполисов за рубежом. Все новое и неизведанное – приятно взору моему. Но это не о Стамбуле. И не потому что в нем нынче нет той былой славы. Отнюдь! Просто он не тот Стамбул, который я представлял себе в воображении, читая исторические заметки об этом городе. Так, холодными стамбульскими днями и вечерами я бродил по городу, выискивая тот самый «армянский след», зачем, собственно, я и приехал.
Разумеется, и сегодня, спустя 100 лет после тех кровавых событий, в Стамбуле живут армяне. Только если в конце XIX века армянского населения в городе было 250 тысяч, то теперь – 60 тысяч. Большая их часть — потомки чудом спасшихся во время геноцида армян прозелитов, которые уже во второй половине ХХ века постепенно возвратились к корням и вновь приняли христианство.
В Стамбуле имеется несколько армянских апостольских и католических церквей. Здесь же находится и Армянская Константинопольская Епархия, один из крупнейших и старейших армянских храмов в районе Галата и т.д. Что удивительно, во всех армянских храмах, среди икон и прочей христианской культурной атрибутики – флаг Турции и портрет Ататюрка. Полагаю, это обязательные штрихи к тому, чтобы храмам в настоящий момент в Турции быть…. Вы только представьте, чтобы в советские годы церкви вывешивали портреты Ленина. А может, именно этих-то портретов как раз и недоставало в них? От этого церкви и превращались в амбары. Шутки шутками, но Ататюрк служит своеобразным ладаном для чертей. А они, как водится, боятся ладана. И храмы целы, и толерантность на виду! Однако не везде такая «толерантность» сохранилась в Стамбуле. Есть районы в городе, где даже сам Ататюрк на портрете «сдался чертям». К примеру, квартал Галата. В османский период его населяли представители немусульманских народов – армяне, греки, ассирийцы, евреи. Теперь их здесь не осталось. Сохранились лишь наследия этих народов в виде двух армянских церквей, одного греческого храма и парочки еврейских синагог. Причем в одну из них допускаются только евреи-ашкеназы. Она так и называется «Синагога ашкеназов». Сам же квартал стал однм из посещаемых туристами мест, а на площади близ башни Галата часто можно встретить новобрачных.
Современные армяне Стамбула, по большей части, хоть и называются армянами, но порой кажется, что это «название» только и связывает их с Арменией и вообще с армянством в целом. Думается, это связано с тем, что они осторожны, стараются не вмешиваться в дела власти, ведут, так сказать, нейтральный или провластный образ жизни. Даже собственные СМИ исключительно на турецком языке. Правда, разрешается размещать 20% от всего объема печатного издания текста на армянском языке. Турецкие власти жестко контролируют все имеющиеся в стране СМИ, а уж армянские тем паче. Жизнь в постоянном напряжении. И стамбульских армян понять, конечно же, можно. Однако порой приходилось сталкиваться с такими представителями армянской нации, что мой здравый смысл отказывался их понимать. Например, один из стамбульских армян задал мне следующий вопрос: «Что за Карабах вы там у себя делите с азербайджанцами? Зачем воевать?». Честно говоря, эти слова меня обескуражили не столько оттого, что они исходили из уст армянина, сколько потому, что этот человек, находящийся в фрустрации, даже не догадывается, что Карабах кровью был возвращен в армянское лоно его же соотечественниками в 1994 году и нынче де-факто не принадлежит Азербайджану.
С политикой у армян Стамбула вообще большие сложности. В парламенте страны имеются три депутата-армянина, которые, казалось бы, могли лоббировать интересы армянского населения страны. Но… Увы и ах! Иначе бы не стали депутатами. Например, Маркар Есаян – депутат от правящей Партии справедливости и развития, лидером которой является Реджеп Тайып Эрдоган, нынешний президент Турции. Второй депутат – адвокат армянского происхождения Селина Озузун Доган от Народно-Республиканской партии Кемаля Ататюрка и, наконец, третий депутат-армянин Каро Палян представляет в парламенте интересы прокурдской Народно-Демократической партии. Как видите, армяне вроде как есть, но в то же время их нет. Зато никто не упрекнет того же Эрдогана, что армян в политику не допускают. Ситуация с армянами в политике Турции ровно такая же, как и выше с церквями – храмы есть, но с Ататюрком. Депутаты-армяне есть, но проэрдогановские, прокурдские… Какие угодно. Важно, что не проармянские.
Находясь в Стамбуле, не мог я обойти вниманием и известную армянскую газету «Агос», которая прославилась после убийства ее основателя и главного редактора Гранта Динка турецким националистом Огюном Самастом 19 января 2007 г. Много воды утекло с тех пор. При Динке в «Агосе» публиковались материалы, которые раздражали турецких власть имущих. Однако после того как не стало основателя газеты, «агосовцы» стараются казаться «нейтральными зрителями» турецкой политики, публикуют новости из Турции и Армении и лишь иногда очень осторожно касаются вопросов армяно-турецких отношений, геноцида армян в целом. Кстати говоря, моему появлению в редакции не были рады. Мало ли зачем я приехал! Особенно сейчас, когда турецко-российские отношения охладились. Ведь турецкие спецслужбы не дремлют. И это тоже понять могу. Вот чего не могу понять – так это то, что гостю не было предложена чашка чая. С моим появлением в редакции все как один сотрудники словно оживились, отправились по своим рабочим местам стучать по компьютерной клавиатуре. Я не стал занимать драгоценное время журналистов «Агоса». Сделал несколько снимков, набросков в свой блокнот и отправился восвояси. Зато только теперь я понял, кто такие криптоармяне, о которых много говорят, но мало кто их видел. Эти люди скрывают свое армянское происхождение, называются алевитами, турками, курдами… Кем угодно. Но при этом исподтишка лоббируют в стране интересы армянского населения Турции и проармянскую политику. Получается, с точки зрения патриотизма криптоармяне куда выше на несколько ступенек своих «нескрывающихся» соотечественников, называющихся армянами, но при этом лишенных свободы слова и действий.
Конечно, в Стамбуле имеются армяне в оппозиции. Не криптоармяне, а именно армяне. Но все как один – марксисты. На самом деле, эта идеология популярна среди курдов. Армяне же вступают в марксистские круги не столько ради самой идеологии марксизма или левого движения в целом, сколько ради того, что именно «левые взгляды» очень удобны для вуалирования каких-либо религиозных предпочтений. НЕ нужно никому ничего объяснять – коммунист был и есть синоним атеиста.
Не могу не упомянуть и азиатскую часть Стамбула, куда я отправился поздно вечером, пересекая Босфор. Здесь, в районе Ускюдар в старейшем армянском лицее праздновали встречу Нового года. У входа в лицей меня снова встретил бюст Ататюрка. Но я уже не обращал на него внимания, учитывая, что жил я в Стамбуле на улице Бозкурт (авт. Бозкурт – организация тюркских нацистов). А за моим окном через дорогу располагалась начальная школа им. Талаата Паши – одного из лидеров правящего триумвирата, по чьей команде было уничтожено в Турции полтора миллиона армян, полмиллиона понтийских греков, 300 тысяч ассирийцев и тысячи езидов. Это равносильно тому, если бы в Мюнхене или Гамбурге в наши дни работала средняя школа им. Джозефа Блоша или Генриха Гиммлера….
Итак, как мне удалось узнать, армянский лицей функционирует с 1678 года. Правда, в те годы он был значительно меньше и назывался духовной семинарией при Церкви Сурб Хач. За эти почти 350 лет истории лицей не раз закрывали, открывали, снова закрывали… И только в 1953 году он окончательно становится лицеем. А с 2003 года, когда над лицеем вновь нависла угроза закрытия, местными армянами был создан Фонд Сурб Хач. С тех пор он и финансирует лицей. В нем учатся 320 юношей и девушек. Изучается армянская словесность, информатика, биология, химия, математика, география, физика, музыка… Словом, все обычные школьные дисциплины. При лицее имеется великолепная библиотека – гордость учебного заведения, так как, по словам завуча лицея Арутюна Куюмджи, фонд библиотеки располагает такими старинными армянскими книгами, которых нет даже в самом Матенадаране. Проблема только в том, что нынешняя молодежь предпочитает гнаться за информацией в сети Интернета. Книгам же приходится пылиться на полках.
Для лицеистов из отдаленных районов Анатолии предусмотрен и интернат со спальными помещениями. Лицей оснащен всем необходимым – компьютерным классом, читальным залом, душевыми, замечательной столовой с трехразовым питанием и полдником.
Как вы поняли из прочитанного, нельзя сказать, что армяне современного Стамбула не имеют ничего. У них есть не только пресса и учебные заведения, храмы, но и больницы адвокатские конторы, бизнес и прочее. Но для того, чтобы все это было, необходимо принимать правила игры турецких властей. Стоит ли игра свеч? Это уже тема другого материала.
Вадим АРУТЮНОВ,
Стамбул, Турция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *