nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Со стороны соседей по Прикаспию частенько проскальзывает вопиющая ложь о некоем Ираванском ханстве (имеется в виду Ереван), из чего следует, что Ереван и вся Армения есть территория мифического Западного Азербайджана.
Знаете, любой мало-мальски думающий и читающий человек (а такие есть, слава Богу, и среди азербайджанцев, которые учились в третьих странах и не напичканы алиевской пропагандой) знает, что Ереван – один из древнейших городов мира. Город был основан задолго до того, как западный мир узнал не только об азербайджанцах, но и вообще о тюрках. А основан он в 782 году до н. э. царем Аргишти Первым. К счастью, сохранилась вся наскальная клинопись. Надпись гласит: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил…»

Мы сейчас не будем вдаваться в историю Еревана и Армении, рассказывать о том, какие недруги время от времени захватывали город на всем протяжении его истории. Поговорим только по существу.
Это для армян и для всего мира история Еревана начинается с 782 года до нашей эры, с города-крепости Эребуни. Но для Азербайджана летосчисление Еревана начинается с конца XVI века н. э. Эх, как молоды мы были! А знаете, почему вдруг Ереван так помолодел? Думаю, догадываетесь: именно в этот период Ереван был захвачен турками-османами. Словно до тюрок не было самого города и до тюрок армяне здесь не жили. Абсурд! У кого тогда отвоевывали? Уже в начале XVII века Ереван был завоеван у турок-османов персидским шахом Аббасом I. Подчеркиваю: не азербайджанским шахом (о таком народе мир еще не знал), а персидским шахом. Как только Ереван попал под узурпаторство персов, шах выселил из города всех армян и сделал город центром своего беглербегства. Самих же армян шах расселил в Джульфе и Исфахане. Вот отчего в этих городах возникла огромная армянская община, которая дала в будущем старт армянским общинам Индии и Юго-Восточной Азии.
Беглербегствами могли править исключительно шииты. Шах и выбирал наместников из числа шиитов, среди которых были и персы, и талыши, и персидские тюрки разных племен. Особенно шах почитал шахсевенов и каджаров… Последним таким эриванским ханом-наместником был Хусейн-Хан Каджар. Он был тюрком из племени каджаров, как вы догадались. Именно его, хана Каджара, закавказские тюрки (азербайджанцы) называют азербайджанским ханом. Даже не задумываясь, что, называя каджаров азербайджанцами, они противоречат самим себе: ведь известно, что племя каджаров перекочевало из Средней Азии в XIV веке, а в XVI веке стало оседать в Малой Азии и Арцахе… Иначе говоря, это прозрачное свидетельство того, что тюрки не автохтонный народ Закавказья и Ирана. И в этом можно убедиться, заглянув в любой неазербайджанский исторический справочник.
В 1827 году Эриванская крепость была взята штурмом русскими войсками. С этого момента Россия вновь заселяет Ереван армянами из Персии. Армянами, предки которых, как я уже говорил выше, были насильно депортированы шахом Аббасом. Историческая справедливость восторжествовала! И армяне с помощью братьев во Христе вернулись к родным очагам.
Теперь о ханском дворце, или дворце сардара, о котором так любят говорить на Апшеронском полуострове. Как вы понимаете, дворец был построен в то время, когда в Ереване хозяйничали ханы. В силу того что тюрки никогда ничего не строили, а только рушили, архитектором дворца был перс. Как, впрочем, и во многих других городах. Именно персы строили дворцы и мечети Хивы, Самарканда, Бухары, Исфахана, Решта, Шемахи… Тот же Тадж-Махал в Индии. Или Долмабахче в Стамбуле, возведенный армянином Синаном. Об архитекторе дворца сардара ничего не известно. Но уже одно то, что дворец сардара был построен в персидском стиле Хешт-Бехешт, говорит: создатель явно был из персиян. Стиль Хешт-Бехешт свойственен именно персидской манере архитектуры с давних пор. Этот стиль распространен по всему Ирану, Афганистану, Таджикистану. И само слово «хашт-бехешт» на фарси означает «восемь уровней рая». Думаю, азербайджанцам ни к чему бы было называть свой стиль на персидском языке. Это все равно что армяне свой стиль назвали бы на суахили, русские – на нанайском или англичане – на арабском языке.
Теперь вопрос о том, где нынче дворец сардара. Он разрушен. И разрушен не армянами, а русскими. После того как Российская империя отбила у персов Ереван, метрополия разрушила дворец хана, так как император в Петербурге ревниво относился к следам предшественника. Император был один. Ханскому дворцу уже не было места. А позже на месте этого ханского дворца в Ереване возвели коньячный завод, продукция которого дает Армении хороший доход в бюджет, чего не давал бы дворец хана. А тем, кто скучает по дворцу сардара, я бы рекомендовал съездить в Тбилиси. Экспонаты этого дворца находятся в Национальном музее Грузии. Армяне передали весь этот ханский хлам на хранение грузинам. Армянам чужого не надо. Своего хватает за многовековую историю.

Вадим Арутюнов,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *