3 апреля 2015 года в Музее русско-армянской дружбы состоятся Вторые «Шагиняновские чтения». Они будут посвящены жизни и творчеству замечательной советской писательницы Мариэтты Шагинян. С докладами будут выступать известные ростовские ученые, историки, краеведы, литераторы, писатели и журналисты. Это поистине будет уникальное событие в культурной жизни города. Мне приятно отметить, что к творчеству Мариэтты Шагинян сейчас возник большой интерес. «Вечерний Ростов» уже публиковал информацию о выходе в свет в издательстве «Ковчег» книги
Н. С. Авдулова и Н. В. Мирзабековой «М. С. Шагинян. Нахичевань в жизни и творчестве». «Шагиняновские чтения» становятся в нашем городе доброй традицией. А личность Мариэтты Шагинян заслуживает глубокого изучения.
Еще в советское время она внесла серьезный вклад в копилку знаний о городе Нахичевани-на-Дону. Ведь в этом городе жили ее предки, родители, многочисленные родственники. Некоторое время здесь жила и она. Мариэтта Сергеевна в Нахичевани училась, работала, вышла замуж, родила дочь. Здесь она сформировалась как личность, как писатель. Она была человеком с активной гражданской позицией. Много и активно публиковалась в популярной тогда газете «Приазовский край». В книге рассказывается о Нахичевани в основном только то, что нашло отражение в творчестве Мариэтты Сергеевны Шагинян. А воспоминания Шагинян о Нахичевани очень яркие, осязаемые и удивительно добрые. Кстати, сейчас мало кто знает, но Мариэтта Шагинян была одна из инициаторов возвращения Пролетарском району Ростова его исторического названия. Она просила самого Брежнева, чтобы в Ростове появился Нахичеванский район. В 1978 году армянской интеллигенцией было составлено письмо, адресованное Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневу. Первой это письмо подписала известная советская писательница, активная коммунистка, соратница Ленина Мариэтта Шагинян. Там, в частности, писалось: «Теперь, накануне 200-летия основания города Нахичевани-на-Дону мы просим восстановить историческую справедливость и дать территории бывшего города или его центральной части дорогое армянам имя – Нахичеванский район г. Ростова-на-Дону». Эта ее просьба осталось не удовлетворенной. Эта ее просьба актуальна и по сей день. В то время подобное обращение к Брежневу – это был смелый гражданский поступок.
Мало кто знает, но коммунистка Шагинян с большой симпатией относилась к Армянской апостольской церкви и лично дружила с Каталикосом всех армян Вазгеном I. Она встречалась с ним в его резиденции в Армении в святом первопрестольном Эчмиадзине. Внучка Мариэтты Сергеевны Шагинян вспоминает, что через несколько дней после похорон ее бабушки в Москву прибыл Каталикос всех армян Вазген I. Он лично посетил ее могилу, помолился над ней. В тот день на Ваганьковском кладбище собрались едва ли не все армяне Москвы. Тогда Каталикос Вазген I сказал слова, которые теперь стали крылатыми и которые теперь цитируют армяне всего мира: «Шагинян – это дар армянского народа русскому народу».
Вообще, Мариэтта Сергеевна была удивительным человеком. Своими корнями она тесно связана с донской землей, с Ростовом и Нахичеванью. Будучи советским человеком, коммунисткой, она тем не менее не теряла своей национальной идентичности. Вот что писала о себе сама писательница: «Я ответвилась от этого народа, проросла его веточкой – и мне стало жизненно важно разобраться в судьбах армянского народа, осевшего колониями на русской земле. Отправными точками в этом разборе стали два семейных рода: матери, Пепронэ Яковлевны Хлытчиевой, из армянской колонии в Нахичевани-на-Дону, и отца, Сергея (Саркиса) Давыдовича Шагинян, из армянской колонии Григориополе на Днестре».
Мариэтта Шагинян автор нескольких книг об Армении, написанных в разные годы. Это роман «Гидроцентраль» о крупнейших промышленных стройках Армении, куда она приехала в длительную командировку. Это и «Путешествие по Советской Армении», это и очерки об Александре Ширванзаде, Микаэле Налбандяне и других выдающихся деятелей армянской культуры. Шагинян и автор одного из первых советских детективов «Месс-Менд», который был экранизирован и переведен на многие европейские языки. Мариэтта Сергеевна была разносторонне развитым человеком, владела иностранными языками. Она умудрялась читать лекции на самые разные темы: от эстетики и музыки до лекций по цветоводству и даже … ткацкому делу. Она была человеком необыкновенной силы духа. Кстати, она первая женщина, взошедшая на гору Арагац в Армении.
В советское время Шагинян наградили орденом Ленина (дважды), Красной Звезды (трижды), Октябрьской Революции, Дружбы народов. Наконец, ей было присвоено звание Герой Социалистического Труда, она стала лауреатом Ленинской премии, являлась доктором философии, академиком.
Удивительно, но Шагинян никогда не скрывала, что отрицательно относилась к вводу советских войск в Чехословакию в 1968 году. У нее были теплые и добрые отношения с Зощенко. Жена писателя вспоминала: «Многие после смерти Михаила Михайловича утверждали, что помогали нам в самые страшные годы, когда мы остались без средств к существованию. На деле же поддерживала только одна Шагинян». У Шагинян были разногласия с Ахматовой из-за отношения той к советской власти. Но в архиве Мариэтты Сергеевны осталась книга Ахматовой «Четки» с автографом автора. Ахматова написала теплые слова в адрес Шагинян. А в конце добавила:
«С любовью».
Сейчас мало кто знает, что Шагинян дружила с Рахманиновым. Они долгие годы переписывались. Если так можно выразиться, у них был творческий роман по переписке. Но не только. Рахманинов, бывая в Ростове, посещал дом Шагинян в Нахичевани, где его радушно принимали и хлебосольно угощали. Может быть под впечатлением этих встреч Шагинян стала читать лекции по эстетике в донской консерватории, а спустя годы проявила себя в роли автора музыкально-исторических очерков, посвященных Д. Д. Шостоковичу. В архиве хранятся трогательные письма Рахманинова к Шагинян. Он ее называет «моя милая Re», так как именно она ему таким именем подписывала свои письма. Вот строки из одного такого письма Рахманинова: «Кроме своих детей, музыки и цветов, я люблю еще Вас, милая Re, и Ваши письма. Я Вас люблю за то, что Вы умная, интересная и не крайняя (одно из необходимых условий, чтобы мне «понравиться»); а Ваши письма за то, что в них везде и всюду я нахожу к себе веру, надежду и любовь: тот бальзам, которым лечу свои раны».
Шагинян всегда оставалась по убеждению интернационалисткой. Она любила и высоко ценила всех талантливых и добрых людей независимо от их национальностей. В 1981 году она выпускает книгу под названием «Низам Гянджлеви. Великий азербайджанский поэт». Еще в 1955 году у Шагинян вышла в свет книга «Этюды о Низами». Благоговейно и вдохновенно написала она об этом выдающемся азербайджанском поэте.
Надеюсь, что «Шагиняновские чтения» станут регулярными в нашем городе и ростовская интеллигенция примет активное участие в этом благородном мероприятии Музея русско-армянской дружбы.
Георгий Багдыков