Кто такой Шаварш Карапетян? Для знатоков спорта это – человек, установивший к 22 годам десяток рекордов мира по подводному плаванию, ставший 17 раз чемпионом мира, 13 раз чемпионом Европы, семикратным чемпионом СССР. Тем, кто спортом не увлекается, известен главный заплыв Карапетяна, который врачи и ученые назвали невероятным.
16 сентября 1976 года рекордсмен во время пробежки оказался на берегу Ереванского водохранилища, куда упал троллейбус с 92 пассажирами. Спустя мгновения в воде на шестиметровой глубине оказался и Шаварш Карапетян. Он смог разбить окно троллейбуса – открыл путь к спасению для десятков людей и сам вытащил на поверхность 20 пассажиров. Последним, что вытащил уже ничего не видящий в мутной воде Шаварш Карапетян, стало сидение троллейбуса.
Во время погружений и всплытий он сильно изрезал тело об осколки разбитого стекла и получил заражение крови. А последствием физического и духовного перенапряжения стала 45-дневная кома, а затем – фактически врачебный приговор: инвалидность. Но спустя всего год спортсмен установил… новый мировой рекорд, последний в своей жизни.
Несколько лет информация о трагедии в Ереване замалчивалась, но в 1982 году, когда правда открылась, на Шаварша обрушилась всесоюзная слава. На днях 59-летний герой прибыл в донскую столицу, чтобы презентовать в кинотеатре «Чарли» первый документальный фильм о событиях 16 сентября 1976 года. Перед просмотром герой заявил: «Шаварш Карапетян – это человек, который испортил мне всю жизнь». После вместе с ростовчанами спортсмен впервые посмотрел фильм о себе и… прослезился.
Корреспонденту 161.ru удалось пообщаться с великим спортсменом, прозванным Золотой рыбкой, героем, спасшим десятки жизней, и неисправимым альтруистом. Правда ли, что никто из спасенных Шаваршем Карапетяном так и не поблагодарил его? Как после приговора врачей ему удалось установить мировой рекорд? Верит ли герой, что возле Ереванского водохранилища он оказался благодаря божественному провидению? И считает ли он вообще свой поступок геройским?
– События 16 сентября 1976 года только спустя годы стали известны общественности. Не было ли вам обидно, что это замалчивается?
– Я делал это не для того, чтобы стать знаменитым. Вот если человек на улице упадет, вы разве ему не поможете подняться? Во все времена люди всегда помогали тем, кто оказался в беде.
– Тем не менее в современном мире очень часто люди проходят мимо тех, кому требуется помощь…
– Есть ситуации, которые оправдывают такое поведение. Ведь не каждый человек может помочь зажатому в искореженном после ДТП автомобиле. Но бывают же ситуации, где люди приходят на помощь. Вот я, например, участвовал в программе Малахова, и мы обсуждали историю, когда женщину избивали на улице. Тогда школьники, буквально седьмой или восьмой класс, подбежали и помогли женщине. Они вызвали полицию и скорую, но никто не отреагировал на звонки детей. Именно поэтому женщина умерла. Но дети сделали все, что от них зависело.
– Многие из спасенных вами людей не знали, кому обязаны жизнью, пока СМИ не назвали имя героя. Журналисты заявляют, что после этого никто из них так и не пришел к вам, чтобы сказать спасибо. Это действительно так?
– Не я один спас всех тех людей. Были спасатели, врачи и многие другие – десятки людей. Моей задачей было только нырнуть на шесть метров под воду, вытащить человека на поверхность и передать его другим, которые откачивали пострадавших на берегу, передавали их врачам, а те боролись за жизни людей в больнице. Когда пассажиры того троллейбуса приходили в сознание в больнице, то спрашивали: «Кто меня спас?» А вот теперь скажите мне, кто их на самом деле спас? Я один, или все те спасатели, врачи, добровольцы, которые участвовал в спасении? Это не было подвигом одного человека.
– А кто-то из спасенных благодарил лично вас после тех событий?
– Меня благодарили все, кроме двух азербайджанцев. Они уехали на родину и забыли о том, что случилось. К тому же конфликт между нашими народами не позволяет им прийти и пожать руку армянину. Но приходить и благодарить меня начали только после 1982 года, когда о трагедии начали писать в газетах. А сейчас прошло уже 37 лет и многих из выживших пассажиров того троллейбуса уже нет в живых. Вот, например, Тереза Симонян, у которой 16 сентября 1976 года из легких откачали около полкилограмма ила, ушла от нас шесть месяцев назад.
– Часто можно услышать, что на героические подвиги, подобные вашему, люди были способны только в советские годы. Думаете, современная молодежь способна на альтруизм?
– Конечно! Вот в Челябинске в декабре прошлого года маршрутка с пассажирами провалилась в водоем. Один из пассажиров – молодой парень, не пловец, спас семерых человек. Я был очень удивлен этому, потому что вода была ледяная, эти условия были еще хуже, чем с троллейбусом в 1976 году. Поэтому нельзя говорить, что альтруистов в наше время нет. Я всегда говорил: «Человек человеку – человек!»
– Все знают Шаварша Карапетяна как спасителя пассажиров троллейбуса 16 сентября 1976 года. Но ведь подвигов, на самом деле, было три – в январе 1974 года, где вы остановили катящийся с горы автобус, и в феврале 1985 года – пожар в спортивно-концертном комплексе в Ереване. Везде вы оказывались ближе всех. Прямо божественное проведение какое-то…
– Я бы так не сказал. Я просто всегда находил для себя место, где я могу быть полезен.
– А вы верующий человек?
– Я верю в первую очередь в свою маму. Знаете, один великий физик сказал: «Я физик и знаю, что и как устроено в этом мире, но что-то движет нами свыше». И действительно, что-то нами движет, но понять мы этого не можем. 16 сентября 1976 года я должен был быть на чемпионате мира по подводному плаванию в Ганновере (Германия). Но меня не пустили на те соревнования, и я остался в Ереване. И произошло это неслучайно. Видимо я обязан был оказаться в тот день на берегу водохранилища.
– После того подвига в сентябре 1976 года врачи поставили на вашей спортивной карьере крест. Но вопреки этому вы смогли установить еще один мировой рекорд. Как вам это удалось? Дайте совет людям, оказавшимся в похожей ситуации.
– У меня была очень хорошая подготовка, поэтому после событий в сентябре 1976 года (Тогда Шаварш Карапетян получил заражение крови и больше месяца пролежал в коме. – Прим.авт.) у меня остался «инертный запас». Кроме того, я даже не думал о том, чтобы оставить спорт и решил, что я выиграю на всех 11 дистанциях, которые существуют в подводном плавании. Вот эта настырность и моя подготовка помогли мне в итоге вернуться в спорт./p>
Как мне удалось поставить свой последний мировой рекорд? Это было на соревнованиях в 1977 году в Баку.
Первый мой соперник, проплыв дистанцию, повторил время мирового рекорда, второй установил новый мировой рекорд, а третий перебил этот рекорд. И вот подходит моя очередь. Передо мной уже дважды установили новые мировые рекорды. И я прыгнул. Все время, пока я плыл 400 метров, по кромке бассейна бежал мой брат и кричал, подбадривая меня. А когда я наконец достиг конца дистанции и вынырнул, то услышал стрельбу – оказалось, что из пистолетов в потолок стреляли ошеломленные сотрудники уголовного розыска. В этот момент я расслабился и чуть не потерял сознание. Но брат прыгнул в воду и поддержал меня. Судьи за это хотели аннулировать мой результат, но не сделали этого. С соревнований меня уносили уже врачи. У меня так болели все мышцы, что я хотел кричать, тогда мне казалось, что я умираю.
– Как ваши подвиги и последующая слава отразились на вашей жизни?
– Не было в моей жизни никаких подвигов. То, что я сделал в 1976 году – обязанность каждого человека, оказавшегося в подобной ситуации. Но если говорить о известности, то из отрицательных моментов можно назвать саму известность. Вот сейчас мы с вами общаемся, а ко мне очередь из журналистов стоит, а мне от этого неловко. А положительная сторона славы – это любовь народа ко мне.
– На минувшей неделе, 24 апреля, отмечался День памяти жертв геноцида армян. Отмечаете ли вы эту дату? Коснулся ли геноцид вашей семьи?
– Отмечают эту дату все армяне, но кто-то делает это с помощью протестов, я же предпочитаю помнить о тех трагических событиях, но жить настоящим и гордиться своим народом. Конечно, геноцид коснулся и моей семьи – турки убили моего прадеда, но мой дед с братьями и сестрами успел эвакуироваться из Карса, нынешней Турции, в Армению. Были убиты и многие другие мои родственники.
– Ростов очень многонациональный город и традиционно здесь живет много армян. Есть ли у вас родственники в Ростове? Бывали раньше в нашем городе?
– В Ростове я уже второй раз. Семьи здесь у меня нет, но очень много в Ростове живет моих друзей. Когда мы приехали сегодня сюда (Интервью проходило в ТРЦ «Сокол». – Прим. авт.), то практически сразу встретились с главным армянином города. Я опасаюсь даже звонить ростовским друзьям, потому что сюда сразу приедет половина армян Ростова. (Улыбается.)
Андрей РЫЖКОВ, специально для 161.ru