Уже долгие годы экспорт в Армении по темпам роста превышал импорт. Правда, вместе с этим, вследствие неравнозначного содержания процента, отрицательное сальдо неуклонно увеличивалось.
В новом тысячелетии спад в объеме импорта в годовом разрезе отмечался лишь в 2001 году (незначительный, лишь на 0,8%) и кризисном для нас 2009 году (на все 25%).
За прошедшие месяцы текущего года динамика импорта вновь претерпела изменения. Если в январе и феврале объем его возрос (соответственно на 12,4% и 5,9%), то с марта темп спада уже вплотную приближался к двузначным цифрам. В целом объем импорта сократился на $42,8 млн, или же на 2,6%. Масштаб мал, но все же…
Однозначно расценить этот факт, опираясь только на эти цифры, было бы не вполне правильным. Если сдвиг был вызван развитием отечественных импортозамещающих отраслей (что несколько сомнительно), то этому факту можно было бы только возрадоваться.
В числе импортозамещающих отраслей находится и производство готовых продуктов питания. Отметим, что в январе-мае текущего года объем импорта этих товаров возрос по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года на $11,7 млн, или же на 8,8%. Вследствие разнобоя в динамике удельный вес готовых продуктов питания в общем объеме импорта увеличился на 0,9 процентных пункта, достигнув 8,8%. То есть почти одна десятая немалого для нас импорта приходится на эту продукцию.
Таможенная стоимость готовых продуктов питания (этот раздел товарной номенклатуры таможни включает алкогольные напитки и табачные изделия) в январе-мае текущего года составила более $143,4 млн, или же, по курсу валют в Армении, около 59 млрд драмов.
На пути от таможни к розничному прилавку стоимость импортных товаров ощутимо возрастает за счет уплаты НДС и прочих налогов и сборов и суммирования оптовой и розничной наценок. Можно оценить порядок стоимости всей партии импортных продуктов питания в 100 млрд драмов.
Между тем отечественное производство готовых продуктов питания (уже без алкоголя и табака) составило в этом периоде 108,7 млрд драмов в текущих ценах. На том же пути к рознице стоимость этого количества товаров обрастает НДС, а затем розничной наценкой, и достигнет порядка полутора сотен миллиардов драмов.
Если же к ней суммировать поставленные на местный рынок алкогольные напитки и табачные изделия, то разница между местными ресурсами и импортом будет значительной. Итак, в этой сфере доминирует отечественная продукция, хотя доля импорта довольно значительна, к примеру по водке и сигаретам.
Несколько иная ситуация по зерну, которое используется для производства товарного хлеба, а также макаронных изделий. Заметим, что объем производства хлеба в республике на протяжении долгих лет составлял почти постоянную величину, то есть и потребность в зерне была стабильной. Но за последнее время ситуация несколько изменилась.
Так, в январе-мае текущего года объем производства хлеба в стране сократился на 0,9 тыс. тонн, или же на 0,7%. Можно дать различные объяснения этому, от улучшения структуры питания населения республики до эмиграции за пределы страны.
Далее, в I квартале текущего года (данные за II квартал будут опубликованы только в конце июля) объем завоза зерна сократился, по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, на 39,4 тыс. тонн, или же на 33,9%. По таможенной стоимости спад составил почти $4,2 млн.
Вполне возможно, что у оптовиков и в отрасли имелись запасы зерна и муки, которые обеспечили бесперебойный выпуск товарного хлеба в этом квартале. Добавим, что тогда же зерно в списке крупнейших по объему импортируемых товаров занимало 7-е место, и за год его средняя таможенная цена с $250,4 подскочила до $372,5 за тонну…
В январе-мае текущего года объем импорта продукции растительного происхождения (в которой значительную долю составляет зерно) сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на более чем $10,4 млн, или же на 10,8%. Это — одна из причин сокращения общего объема импорта.
Рекорд же принадлежит минеральным продуктам — спад объема на $28,6 млн, затем следуют средства наземного, воздушного и водного транспорта — на $26,1 млн, на третьем месте — машины, оборудование и механизмы — на $17,2 млн.
Для детализации картины сравним данные I квартала текущего года с показателями аналогичного квартала прошлого года.
Итак, за этот период объем импорта нефтепродуктов (то есть в основном бензина и дизтоплива) сократился на $6,9 млн, транспортных средств для перевозки 10 и более пассажиров, то есть автобусов и микроавтобусов, на $7,4 млн, а средств для грузовых перевозок — на $16,8 млн.
Как видим, сократился ввоз тех товаров, по которым производство у нас отсутствует, и фактор импортозамещения тут ни при чем.