Директор «ВЦИОМ-Юг» Валерий Потрапелюк напомнил, что его организация проводила две волны опросов – в январе и феврале 2012-го. По ним заметен рост рейтинга у Путина (с 56 до 68 процентов заявивших о готовности голосовать за него, в декабре этот показатель вообще равнялся 44), небольшое снижение рейтинга у Жириновского. Хороший рост рейтинга Прохорова, а ведь начинал он с нуля. Стабилен рейтинг Зюганова.
Доктор социологических наук Максим Васьков (ЮФУ) так объясняет потери ЛДПР в сравнении с думскими выборами: партийные выборы и выборы лидера – разные вещи. Логика поддержки Прохорова понятна – это в основном студенты, молодежь, ориентирующаяся на либеральные ценности, а также представители бизнеса. Недаром в городах Ростовской области поддержка Прохорова наиболее велика там, где проживает много студентов: так, в Ростове это 10,6 процента, в Таганроге – 10, 82 процента, в Новочеркасске – 9, 17 процента при среднем показателе по области 6, 34 процента. Максим Васьков не согласен, что Жириновский — звезда заходящая. Он просто не воспринимается президентом страны. Не стоит также сбрасывать со счета людей, которые на выборы не пришли. А вообще у оппозиции на этих выборах – неплохой результат.
Ректор Института политических и медиаметрических исследований Алексей Федоров (и с ним согласны все эксперты) считает, что прогноз победы Путина относился к самосбывающимся прогнозам. Все понимали, кто победит, вопрос был в следующем – в один или в два тура. В стране утверждалось мнение: если не Путин, то – кто? Этому помогала и правильно выстроенная этим кандидатом информационная «повестка дня». Были и страхи о вмешательстве госдепа понятно какой страны, Путин воспринимался вместе с попыткой удержать страну от развала.
— Есть при этом большое «но», — заявил Алексей Федоров. — С ноября мы фиксировали высокий уровень неудовлетворенности разными факторами в жизни страны. Дело в том, что с победой Путина такой уровень неудовлетворенности остался. С 5 марта он начал только нарастать. Потому победившему кандидату придется с первых дней начать работу над выполнением своей предвыборной программы.
Эксперт Центра региональных социально-экономических исследований Александр Джадов отметил, что в декабре в Ростовской области не набралось бы и 10 гражданских активистов. Сейчас только в Лигу избирателей-Ростов (Александр – один из инициаторов ее появления) поступило 200 протоколов с участков от гражданских активистов. А ведь в области есть еще ряд общественных организаций с активной гражданской позицией. Такого раньше не было. Возможно ли далее использовать активность этих людей? Скорее всего, нет: многие из этих людей самодостаточны, а также материально обеспечены. Но если кто-то из политиков сможет их замотивировать на действие, он возглавит процесс.
Политолог и замдекана факультета социологии и политологии ЮФУ Дмитрий Абросимов согласен с коллегой в том, что у гражданских активистов есть вера. После декабря они верили, что нужно биться за честность выборов в России. У этих людей сегодня действительно самый сложный вопрос – что делать дальше? Сегодня у политических партий самая главная проблема – проблема лидера. Но из среды появившихся в таком количестве гражданских активистов и могут формироваться для начала хотя бы лидеры малых общественных групп – тех, которые будут инициаторами помощи пожилым людям, которые возьмут на себя проблему озеленения наших городов. Эти люди уже не смогут быть «винтиками», и не только в избирательном процессе — с таким выводом согласились все эксперты.