Как и для большинства людей, заставших СССР, современная Чехия ассоциируется с Чехословакией — страной, наиболее открытой для советских граждан. Побывать в Чехословакии, Югославии, Венгрии и других странах соцлагеря, согласитесь, мечтала каждая вторая советская семья. А кому выпадала такая удача, так и вовсе ходили с гордо поднятой головой.
Рассказывали о Карловых Варах, Праге, Братиславе, Татрах… Все это есть и в XXI веке. Но многого и нет. Например, самой Чехословакии. Есть два независимых государства — Чехия и Словакия. Я решил отправиться в каждую из них, но расскажу лишь об одной Чехии, т.к. на этот раз привели меня сюда не столько армянские следы, сколько конкретные цели.
ПРАЖСКИЙ ГРАД
Не подумайте дурно, к спиртному отношусь спокойно. Так спокойно, что если услышу новость о всемирном запрете потребления алкоголя, то глазом не моргну. Предпочитаю закусывать.
Однако во всем бывают исключения. В Чехию я приехал с единственной целью — встретиться с коллегой и ныне почившей чешской журналисткой Даной Мазаловой. Многие мои читатели и зрители знали о поездке, я заблаговременно сообщил об этом. Один из них, Васпур Макичян с Кубани, посоветовал обязательно попробовать чешского пива и рульку. Мол, было бы дурным тоном побывать в Чехии и не отведать пивка чешского с рулькой. Я ответил, что не любитель пива, но Васпур настоял и даже выслал мне денег на пиво и рульку. Пришлось сдаться! Ведь нужно было отчитаться за донат. И я не пожалел. Пиво действительно было отменным. Как и рулька. Правда чешский официант долго гадала, что подразумеваю под рулькой. Оказалось, то, что мы называем рулькой, чехи именуют «коленом».
Так, заменив унылый завтрак с яичницей и чаем на бокал пенного и сытное колено, я отправился гулять по красавице Праге. По счастливой случайности паб, где я трапезничал, находился на Староместской площади. Замечу, что она мне понравилась куда больше, чем знаменитый Гран-Плас Брюсселя. Староместская на сотню лет моложе брюссельской, основана в XIII веке, зато берет габаритами, занимая 15 тыс. кв м. В стародавние времена здесь находился рынок. А удачное расположение на перекрестке европейских торговых путей позволило существовать достаточно долго. Территория за годы своего существования повидала немало зрелищ. Здесь проходили коронационные процессии, шедшие в Пражский Град. Помимо торжественных мероприятий, проходили и столкновения, и казни. До сих пор на Староместской площади чтят память 27 участников Ставовского сопротивления против династии Габсбургов, которых казнили здесь в 1621 году. В их честь установлены 27 крестов, где изображены символы меча и шипастой короны. Староместская площадь привлекательна и строениями, которые ее окружают. Ведь из века в век здесь возводились сооружения, являющиеся теперь культурным наследием Праги. Это и ратуша с ее Астрономическими башенными часами, и Церковь Святого Николая, и памятник Яну Гусу, и храм Девы Марии… Насладившись духом Праги в лице Староместской площади, я направился в Пражский Град, минуя и Танцующий дом, и великолепный Карлов мост через Влтаву. Признаться честно, если бы я знал изначально, что Пражский град находится на холме и туда надо будет добираться пешком, то повременил бы с походом, отложил на следующий день. Ведь подниматься пришлось уже тогда, когда я обошел все самые известные в Праге достопримечательности. А их в городе немало. Но меня что-то манило на холм. Сам не понимал, что. Голова говорила — «Вперед, Вадим! Ты должен подняться на холм сегодня». Ноги же отказывались подчиняться голове, напротив, напоминали об артрозе коленного сустава. Традиционно прислушался к голове. И чем дальше я поднимался в Пражский Град, тем красивее мне открывались виды. Виды Праги. Не знаю, сколько минут я наслаждался панорамой одного из красивейших городов мира. Не меньше часа уж точно. Глядя вдаль, я даже не обращал внимания на те сооружения, что находились в двух шагах от меня — романские постройки, готическая крепость, храмы и дворцы эпохи Возрождения, королевские опочивальни… В одном месте собрана вся европейская архитектура, ее стили и жанры.
— Вадим!? — услышал я женский голос за спиной
Я обернулся. В двух метрах стояла она, Дана Мазалова.
— Вы? Вот уж кого не ожидал увидеть, так это вас, — удивился я.
С пане Мазаловой мы должны были встретиться в ее квартире через три дня, но судьба решила ускорить процесс. Вот почему голова (или интуиция) шептала мне подняться к Пражскому Граду сегодня, не откладывая. Оказалось, пане Мазалова неделей ранее упала со стремянки и поломала руку. А для творческого человека перелом руки — беда вдвойне. А если это еще и женщина, к тому же одинокая, без семьи, так и вовсе катастрофа.
— Вот и выхожу погулять по городу, чтобы дома не сидеть, бездельничая, — заключила свой рассказ о «полете со стремянки» Дана Мазалова.
Что ж, я составил компанию чешской журналистке. Тем лучше, что мы встретились здесь и сейчас. И гид не нужен. Мазалова — пражанка. Вместе мы обошли львиную долю всего Пражского Града, я узнал почти о каждом закоулке такое, о чем молчат все справочники… Кстати, известная фотография Даны Мазаловой со сломанной рукой и «Независимой газетой», облетевшая СМИ, моя работа. Как и то самое популярное интервью на моем канале Антитопор в YouTube. Оно было записано уже на следующий день после нашей встречи в Пражском Граде в квартире Мазаловой, и нынче среди первых в ссылках поисковиков на тему Ходжалинской трагедии в Азербайджане. Ведь Мазалова была самой трендовой журналистской во время Первой Карабахской войны, сняла документальный фильм, записала два громких интервью с прежним президентом Азербайджана Аязом Муталибовым и азербайджанским журналистом Чингизом Мустафаевым, обвинявшим азербайджанские власти в Ходжалинской трагедии. Подробности вы можете посмотреть на канале Антитопор в выпуске под названием «Ходжалинская правда. Взгляд из Чехии».
Во время интервью с Даной Мазаловой мы часто прерывались, так как было видно, что пане Мазаловой трудно говорить о тех событиях. Ей больно было и от того, что Азербайджан до сих пор скрывает от своих граждан правду, навешивая на армян ярлыки виновников.
— Я чешская журналистка, и в то время я освещала межнациональные конфликты на постсоветском пространстве в Грузии, Узбекистане, Нагорном Карабахе, — говорит Дана Мазалова. —Мне в голову не приходило вставать на чью-то сторону. Только в середине 90-х
определилась окончательно для себя, что народ Арцаха должен быть свободен. После того, как поняла, что Азербайджан делает все для одурачивания своего населения и армян Арцаха могут уничтожить во имя лжи, льющейся из Баку.
Во время разговора пане Мазалова частенько вспоминала своего друга и коллегу Чингиза Мустафаева, который погиб после того, как обвинил азербайджанское правительство в убийстве мирных ходжалинцев. Чингиз даже не успел насладиться ролью отца. Был счастлив от рождения первенца. Узнав об этом, Мазалова поздравила молодого папу и выслала подарки. После гибели Чингиза Дана Мазалова общалась какое-то время с супругой Чингиза, но вскоре связь оборвалась. Мустафаевым запретили общаться с чешской журналистской, а она не стала настаивать, хорошо понимая ситуацию для Мустафаевых.
— Как после всего этого я могла остаться безучастной к судьбе Арцаха? — задалась риторическим вопросом, глядя на меня, пане Мазалова.
— Я обычный человек. Мое оружие это перо. Больше у меня ничего нет. Живу, как видишь, тоже не богато. Ничем не могу помочь арцахцам. Поэтому несколько лет назад я решила составить завещание: самое дорогое, что у меня есть — эта квартира. Вот ее я и завещала Арцаху. Пусть деньги с продажи квартиры пойдут на нужды армии самообороны Нагорно-Карабахской Республики.
Дана Мазалова скончалась 4 сентября 2020 года в Праге от острой сердечной недостаточности за 23 дня до Второй Карабахской войны. На протяжении 20 лет она боролась против лживой политики Азербайджана на территории Чехии. Не будучи этнической армянкой или членом армянской общины Чехии, Мазалова срывала на высшем уровне все антиармянские мероприятия, которые Баку намеревался проводить в Чешской Республике. Также Мазалова предотвратила строительство монумента жертвам Ходжалинской трагедии в городе Свитави. Условно говоря, Дана Мазалова проделывала одна такую работу, перед которой бессильна бывает целая община из нескольких сот человек. А армянская община Чехии действительно мала и молода. Всех вам благ Небесных, пане Мазалова!
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Самих армян в Чехии чуть больше шести тысяч человек. В отличие от соседней Польши, где история армянской общины исходит из глубин веков и весьма впечатляющая, ни чешские, ни армянские летописи ничего не говорят об армянах Чехии. За исключением того, что некий Геворг Диадат (не путать с Ованесом Диадатом) открыл первую кофейню в Праге. Только в отличие от венцев, пражане не знают, где именно в городе расположил кофейню Диадато. Самая популярная версия — Армянская улица. Однако здесь возникает много вопросов, учитывая, что свое название улица получила в социалистические годы, когда страна называлась Чехословакией. Иначе говоря, если в Вене имеется точный адрес кофейни Ованеса Диадато, где можно узнать старинный рецепт приготовления кофе и отведать старинные армянские сладости, то в Праге всего этого нет. И да, опережая вопрос, замечу, что оба Диадато не являются родственниками. Они однофамильцы — Аствацатуры. Но и Ованес, и Геворг европеизировали свои фамилии, воспользовавшись прямым переводом с армянского — «Astvatsatur» — на латынь —
«Deodatus» — «Богом данный». Иначе говоря, будь они в России, то могли бы стать «Богдановыми».
Армянская община Чехии образована только в 90-х гг. прошлого столетия после развала СССР и считается самой молодой армянской общиной в мире вкупе со словацкой. И примечательно, что начала община свою работу с образования. Уже в 1996 году в Праге была открыта Армянская воскресная школа, годом позже и армянский культурный центр. Есть у армян Чехии и свой журнал Orer («Дни»). Нет только собственного церковного сооружения, как в других странах. Опять же, из-за молодости диаспоры. Но это не значит, что армянам негде помолиться, кроме как в католических храмах. Даже за свой недолгий век армяне Чехии зарекомендовали себя законопослушными людьми, занятыми во всех отраслях деятельности — медицине, искусстве бизнесе. 11-го октября 2015-го года католическая церковь Святого Духа в Праге, построенная в 14-м веке, была передана церковному приходу Святого Григория Просветителя Армянской Апостольской церкви в бессрочное пользование. Стоит ли после такого подарка задаваться вопросом «Как чехи относятся к армянам?».
Среди армян Чехии много художников, скульпторов, артистов. А одна из представительниц, Анна Авакджанова, даже завоевала титул «Мисс Чехия» в 2013 году.
И, тем не менее, где бы ни жили армяне, этот народ оставляет всегда за собой узнаваемый след в виде одной из визитных карточек. Даже если община не глубока корнями. Например, кто из нас не слышал про «Пражский торт»? Он популярен как в России, так и в Европе. Однако этот торт только за пределами Чехии принято называть «пражским». В самой Чехии торт известен под названием «Марленка» и является одним из главных сладостей праздничного стола чешских семей. Но любопытна история «Марленки». Вот уже многие годы торт выпускается в небольшом городке Фридек-Мистек, что под Остравой. Кондитерскую компанию основал Геворг Аветисян, а рецепт «Марленки» он подсмотрел у своей бабушки, которая была большим знатоком старинных армянских яств. Сначала Геворг выпекал торт для друзей, затем решил выпустить свое лакомство в народ. Торт быстро обрел популярность в маленьком городке Фридек-Мистек, из-за чего было решено поставить продукт в фабричное производство и назвать его «Марленкой» в честь матери и дочери Геворга. А вскоре «Марленка» вовсе завоевала всю Чехию и стала поставляться за границу. Кстати, чешские сладкоежки приезжают на экскурсию во Фридек-Мистек на саму фабрику. Здесь можно ознакомиться с любимым продуктом и полакомиться, а заодно и приобрести вкусные товары из Армении. Геворг уверяет, что «Марленка» хороша не только к кофе, но и к армянским коньякам. Но в наших российских широтах «Пражский» — он и есть «Пражский». Предпочитается к чаю. А может, все же попробовать с коньяком?
Вадим АРУТЮНОВ
Чехия, Прага