nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Араратское царство является аналогом этакого Шумера для постсоветского пространства (и Турции) — все на его территории хотят приписать себе причастность к этой государственности. Этим грешат грузины, абхазо-адыги, азербайджанцы, турки, курды и не в меньшей степени чеченцы. Последние считают, что их связи с Урарту являются доказуемым фактом. Давайте подробнее.

Еще на закате советской эпохи попытку связать хуррито-урартов с Северным Кавказом проделали Дьяконов и Старостин в 1986 году. Они верили в возможность создания макросемьи языков таким образом. Например, утверждалось, что хурритское «hawurni» и «ese» связаны с прото-кавказскими *qwy”rV (поле) и *”ams•V (небо). Однако позже выяснилось, что это совпадение: обнаружение хетто-хурритских надписей указало, что «hawurni» — это небо, а «ese» — это земля, то есть прямо противоположно.

Еще в 60-е годы Джаукян также осуществил анализ связей между хуррито-ураратами и нахско-дагестанцами (книга «Взаимоотношения индоевропейских, хурритско-урартских и кавказских языков»). Выводом стало то, что практически все известные схожести между двумя семьями имеют параллели с индоевропейскими и картвельскими языками. То есть либо они пришли из одного субстрата, либо являются заимствованиями «третьестепенного родства». Таким образом, что абхазо-адыги, что нахско-дагестанцы достаточно далеки от хуррито-урартского. Кроме того, их сильно отличают языковые черты вроде отсутствия классов и суффигирующий тип языка. И даже если найдется пара совпадений, то они роли играть не будут.
В конечном счете идеи Дьяконова-Старостина не получили одобрения в мировой лингвистике. Хуррито-урартская группа оказалась слишком уникальной, чтобы иметь очевидные контакты с другими языками. Тема это забылась и вновь воскресла в недавнее время, в рамках поисков особой национальной идентичности у чеченцев.

Посетив Матендаран и прочитав «Ашхарацуйц» Анании Ширакаци VII века (иногда пишут Хоренаци, но не он автор географии), чеченские исследователи обнаружили там «нахчаматьянов», чья территория проживания простиралась вплоть до Дона. В них они нашли древних чеченцев, обнаружив сходство между эндонимом «нохчи» и «нахчаматами», а локализация до Дона прибавила радости. И потому решили и Нахичеван возвести от «нохчи».

Впрочем, это не только совпадение, но и просчет. Дело в том, что Ширакаци опирался на «Географию» Птолемея при составлении собственной, и у того как раз на месте нахчаматов упомянуты «яксаматы», скифское племя. Форма «нахчаматы» является результатом армянского перевода их названия. Кроме того, упоминание Дона тут уже неудивительно касаемо скифов.

Вторым аргументом из Ширакаци было упоминание им крепости Дурдукка возле озера Урмия. Ее связали с одним из средневековых этнонимов северных кавказцев, «дзурдзуками». Грузины упоминали область «Дзурдзукетия». У Леонти Мровели Дзурдзук — потомок легендарного Кавкаса, прародителя кавказских народов. Однако Ширакаци и сам упоминает дзурдзуков как «дурцк». Кроме того, точно нельзя сказать, к кому отнести дзурдзуков, версий больше в пользу их связей с ингушами, чем с чеченцами. Ну и очевидно, что у Урмии никаких чеченцев не будет, все опирается на якобы доказанную их связь с хурритами.

Саид-Хамзат Нунуев вот так утверждает, что к их предкам относятся не только дзурдзуки и нахчаматьяне, но и «таргамосиане» и «матиены». Последние есть не более чем те же хурриты (область Матиена от названия Митанни), а вот с «таргамосианами» забавно, так как тут речь о потомках библейского Тогармы, в армянских и грузинских преданиях ставшего Торгомом/Таргамосом. Тогарма связан с городом Тегарама (Тиль-Гаримму) в Передней Азии и вообще-то считался легендарным прародителем армян.

Впрочем, не только чеченцы додумывают сами себе урартское и хурритское происхождение. Вот, например, статья «Древние чеченцы и Урарту» под авторством Араика Степаняна 2005 года продолжает цепочку бездоказательных и высосанных из пальца сравнений. Мало того, что он привел в пример страшно отвратительную статью «Генезис Айа» трижды болезного Арорди и стал нести «арийские» бредни дальше. Он решил, что слово «вайнах» связано с именем божества Аи (нигде никогда не зафиксированного), откуда пошло имя армян «h’ay» и само слово «вайнах», которое значит «поклонники Аи». Комментариев не будет.

К сожалению, чеченские исторические поиски ныне носят и политическую цель. Тема возродилась в то время, когда президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров в 2016 году дал начало поиску идентичности, которую якобы подавляли в царское и советское время. Кроме того, это стало целью борьбы с исламским радикализмом в поисках древних корней и «забытой истории». Именно после этого министр Чеченской Республики по национальной политике Джамбулат Умаров посетил Матенадаран.

И вот, с недоказанной ссылкой на кандидата исторических наук Хажи Хизриева (не факт, что он это писал), утверждается, что урартская клинопись базируется на современном чеченском языке, без всяких приведенных фактов. Даже миф уже наклепали — чечено-ингушские студенты работали в Армении и при помощи чеченского на русский переводили урартский! При этом частично в этом можно видеть руку наследников Шумера — азербайджанцев, которые аж со слюнями пишут «армяне украли у чеченцев Урарту!».

При этом забыв, что они сами приписывали Урарту себе, как у того же Алекбарлы топоним Эребуни — тюркский. Вы же сами поссоритесь друг с другом за Нахичеван. У армян нет никаких конфликтов с чеченцами и ингушами, но мифы есть мифы и требуют разоблачения.

И нельзя поддаваться попыткам как чеченских мифотворцев, так и азербайджанских потомков «шумеро-гобустанцев» раскачать эту историю в свою сторону. Но что дальше, забудется ли это или чеченцы всерьез сделают Урарту частью своей официальной истории? Остается пока лишь гадать.
Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *