nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Я давно хотел побывать в Крыму. Последний раз я там отдыхал десять лет назад. Тогда ездил в Ялту. В этот раз со своими близкими решил побывать в Феодосии. Этот город особо дорог для меня. Ведь эта Родина моих далеких предков. Известно, что донские армяне являются потомками крымских армян, которых в 1779 году на Дон переселила Екатерина II. А крымские армяне являлись потомками аний-ских армян. Ани – это столица древней Армении. После падения Ани армяне стали селиться в Крыму. Они там жили 500 лет до 1779 года. Но и после переселения армян на Дон часть армян вернулась вновь в Крым, не захотев покидать свою Родину. Мой отец составил родословную рода Багдыковых. Я знаю, что мой род начинается с того, что на Дон привезли двух мальчиков-сирот. Тогда эти мальчики носили фамилию Багдыкьянц. Их родители умерли во время переселения. Работая над книгой «Моя Нахичевань», я узнал, что эти мальчики были родом из Каффы. Именно так в те годы называли Феодосию. Конечно, мне вновь захотелось побывать в Феодосии. Я уже бывал в этом городе со своим старшим братом Тиграном в 2002 году. Тогда мы совершили паломническую поездку по местам, где жили предки дон-ских армян, прошли весь путь их переселения. Руководили этой паломнической поездкой армянские священники Тер Тадеос и Тер Погос.
В этот раз мы решили сами съездить в Феодосию. По Интернету заказали номер в гостинице, купили билеты на автобус. Кстати, с билетами проблем нет. Каждый день из Ростова в Крым идут автобусы. Мне много приходилось слышать об очередях на паромной переправе через Керченский пролив. Нам повезло. На паромной переправе – туда в Крым и обратно — мы провели около часа. Но вот о досмотре вещей и багажа на этой переправе надо сказать особо. По сути, де-факто – это таможенный досмотр, где проверяют не только паспорта, но через аппарат – металлоискатель – исследуют все вещи и тебя самого. Хочу отметить, что российско-абхазскую границу пересечь сейчас проще. Но если вдуматься, то эти меры правильные. Ведь на юге-востоке Украины идет гражданская война. И такая проверка багажа для предотвращения диверсий и прочих провокаций необходима. И, кстати, все люди относились к происходящему с пониманием. Жители Феодосии встретили нас приветливо, как родных. Надо особо отметить, что крымчане искренне рады воссоединению с Россией. На домах многих жителей висят российские флаги, машины украшены георгиевскими ленточками. И люди делают это по доброй воле, искренне, от души. Они всем сердцем любят Родину и благодарны нам за помощь. Конечно, не все так просто и безоблачно. Многие жаловались мне на то, что жизнь подорожала. Крымчане рады российским зарплатам. Но повысились цены в магазинах, увеличилась квартплата. Многие бизнесмены жаловались на российскую бюрократию, на то, что никак не могут привыкнуть к нашей системе налоговой политики. Жаловались также на то, что наши законы трудноисполнимы, а иногда и просто противоречат друг другу. Но на мой вопрос о том, не жалеют ли они, что воссоединились с Россией, все отвечали, что не жалеют ни минуты об этом. Каждый крымчанин, с которым я беседовал, отвечал мне, что счастлив тем, что живет в России. Многие говорили, что сбылась их заветная мечта, и они вновь обрели свою историческую Родину. Люди говорили, что готовы терпеть любые трудности, лишь бы не было войны как в Донбассе. Кстати, в Феодосии живет немало беженцев из Донбасса. Я могу лично засвидетельствовать, жители Крыма благодарны нашему президенту за то, что он защитил их от украинских националистов и бендеровцев. Таксист, который возил нас по армянским храмам Феодосии и историческим местам города, так сказал мне:
– Вот, смотри, браток, ваши предки переселились на Дон по указу императрицы Екатерины Великой более двухсот лет назад. А мои предки тоже более двухсот лет назад пришли сюда вместе с российской армией, чтобы служить Родине и флоту. Вот скажи мне, как я могу не радоваться воссоединению с Россией. Я счастлив, что дожил до этого. А все трудности переживем. И не такое переживали.
Всем американским и европейским политикам, которые заявляют, что Россия, дескать, аннексировала и оккупировала Крым, что референдум о присоединении Крыма к России проходил под дулами автоматов российских солдат, я советую приехать в Крым и поговорить с жителями полуострова. Скажу более того, значительная часть крымских татар в присоединении Крыма к России не видят теперь для себя беды. Они этому даже рады. А ведь еще совсем недавно было не все так просто и хорошо. В июле 2011 года в Феодосии произошли столкновения между казаками с одной стороны и «Беркутом» и крымскими татарами с другой стороны. Причина — установка креста на въезде в город. Кстати, в Крыму тогда находился львовский «Беркут». Скажем так, во избежание единения милиции с народом. Теперь страсти улеглись. Крымские татары осознали, что никто не собирается их обижать или притеснять, а тем более депортировать. В одном татарском магазине я покупал их национальные специи. Решил сделать своей маме подарок. Так вот, я разговорился с продавцом и спросил у него, как он относится к присоединению Крыма к России. Ведь многие крым-ские татары, особенно их руководитель Мустафа Джемилев, требовали создания независимой Крымско-Татарской Республики. Кстати, Мустафе Джемилеву был запрещен въезд в Крым за его антироссийскую деятельность на пять лет. На мой вопрос продавец ответил так:
– Я простой человек. Плохо разбираюсь в политике. Но лично меня все устраивает. Крымско-татарский язык стал одним из государственных языков Крыма наряду с русским и украинским. Мои дети могут его свободно учить в школе. Мы ведь долгие годы этого добивались. Именно Россия нас услышала. Крымские татары входят в руководящие органы Крыма, правительства республики. Мои дети изучают свою культуру, историю, традиции. Ходят в мечеть. Я занимаюсь бизнесом. Мне никто не мешает. Живу за счет российских туристов. Что еще для счастья нужно?
Могу засвидетельствовать, что все надписи на официальных учреждениях Крыма и официальные документы пишутся на трех языках – русском, украинском и крымско-татарском.
И все же мне хотелось более подробно рассказать о Феодосии. Феодосия – древней город. Переводится с греческого как «Богом данная». Он один из древнейших городов планеты. Феодосия старше Лондона, Парижа, Вены, Москвы, Киева. За свою 25-вековую историю Феодосия неоднократно меняла названия и государственную принадлежность. Итак, первые греки дали название этому городу — Феодосия. Затем по-алански она называлась Ардавда, генуэзцы называли город Каффа (Кафа), турки Кефе (или Кучук – Стамбул, что в переводе означает «Маленький Стамбул»). В Российской империи Екатерина Великая распорядилась вновь именовать город на греческий манер Феодосией. Говоря о Феодосии, нельзя не сказать о великом русском художнике армянского происхождения Иване Константиновиче Айвазовском. Великий маринист родился, жил и умер в этом городе. Он страстно любил Феодосию. Сейчас в его доме располагается Феодосийская национальная картинная галерея. Она носит имя Айвазовского. Трудно переоценить тот вклад, который И. К. Айвазовский внес в развитие и популяризацию родного города. Благодаря личной дружбе с государем императором он способствовал строительству в Феодосии морского порта и железной дороги. Он принимал участие в археологических раскопках, был попечителем городских гимназий, активно занимался благотворительной деятельностью. До 1888 года город испытывал острую нехватку в пресной питьевой воде. Айвазовский помог городу решить и эту проблему. Он предложил городской думе проложить водопровод из своего имения в Субаше, которое располагалось недалеко от Феодосии. Горожане из имения Айвазовского бесплатно получали до 500 000 литров чистой питьевой воды ежесуточно. На собственные средства и по собственному проекту он соорудил в память об этом изящный памятник архитектуры, который в народе так и назвали — «Фонтан Айвазовского». В ответ благодарные жители города на центральном бульваре Феодосии воздвигли памятник-фонтан, который называется «Дорогому гению». В центре фонтана стоит памятник Анне Никитичне Айвазовской – супруге великого художника. Она была его второй женой. Но именно ее Айвазовский считал своей Музой и очень любил. Если вы будете в Феодосии и захотите посмотреть город и подробнее узнать его историю, то обратитесь к известному в Феодосии экскурсоводу, краеведу и писателю Андрею Игоревичу Корнилецкому. Он не только автор книг по истории Феодосии, но и замечательный рассказчик, его экскурсии уникальны и неповторимы. Это целый спектакль одного актера. Вместе с Андреем Игоревичем Корнилецким я обошел весь город вдоль и поперек. Узнал много интересного об истории Феодосии. Если вы интересуетесь творчеством Айвазовского, вам интересна его жизнь, обязательно посетите старинную армянскую церковь, построенную еще в XIV веке, Сурб Саркис (Святой Сергий). В этой церкви Айвазовского крестили, здесь он венчался, здесь же его отпевали, провожая в последний путь. На территории храма есть склеп-захоронение. Там покоится сам Айвазовский и его вторая супруга Анна Никитична. На белом мраморе саркофага надпись на армянском языке: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». Кстати, родной брат Айвазовского Гавриил (Габриэл) Айвазовский был известным богословом, архиепископом, возглавлял Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви. Надо отметить, что из армянских храмов, наряду с церковью Сурб Саркис, к исторически значимым ценностям относят церкви Святых архангелов Михаила и Гавриила (1408 год), Святого Георгия (1452 год). Эти церкви сильно обветшали. Требуют серьезной реставрации. В Феодосии надо обязательно посетить еще одну уникальную церковь. Сейчас это русский православный храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Но раньше он был армянским. Построен в 1348 году и назывался церковью Ованеса Мкртича (Ионна Предтечи). Уникальность этой церкви состоит еще и в том, что в 1474 году здесь отслужил молебен вернувшийся из «хождения за три моря» Афанасий Никитин. В 2008 году напротив церкви был установлен памятник этому русскому путешественнику и писателю. С храмом связаны и печальные страницы нашей истории. В ноябре – декабре 1920 года рядом с церковью были расстреляны около 7 000 белых офицеров и солдат. В 2005 году у входа в церковь установили памятник жертвам «красного террора». Как пишет А. И. Корнилецкий в буклете «Храмы Феодосии. Наследие веков», с начала XIV века армяне массово стали переселяться в Крым. Половина населения Каффы составляли армяне. В портоланах (морских картах) генуэзских и венецианских морепла
вателей юго-восточный Крым обозначался как «Armenian maritima», то есть «Морская Армения». Говоря о Феодосии, нельзя не сказать и о том, что этот город в средние века был центром работорговли. Возле мечети Муфти-Джами, которая, кстати, является памятником османского зодчества, сейчас располагается детская площадка. Никогда не подумаешь, смотря на играющих счастливых детей и их мамаш, что на этом месте располагался самый крупный в Европе невольничий рынок. Кстати, именно здесь в гарем турецкого султана была продана легендарная Роксалана. Особо хочется сказать о генуэзской крепости. Теперь остались остатки от нее. Но башни этой крепости до сих пор являются символом Феодосии. В XIV веке генуэзцы построили здесь крупнейшую крепость северного Причерноморья – Каффу. От тридцати башен этой крепости до наших дней сохранились четыре. Каждая башня имела свое имя. Например, башня святого Фомы, святого Константина, Папы Климента VI, Криско (Христа). Управлял генуэзской колонией консул. Интересно, что консула избирали на год. Через год из Генуи обязательно присылали нового консула. Как говорят, это делалось для того, чтобы в крепости и в колонии не было коррупции. Не знаю, насколько эти меры были действенны, но в 1475 году турки-османы осадили Каффу. Генуэзская крепость пала. И латиняне навсегда ушли из Крыма.
С городом Феодосия тесно связана судьба известного писателя Александра Грина. Здесь создатель «Алых парусов» прожил 6 лет, которые были наиболее плодотворными в творческой биографии писателя.
Находясь в Феодосии, я решил, что обязательно со своими близкими должен посетить монастырский комплекс Сурб Хач (Святой Крест). Он находится недалеко от Феодосии, в горах, в живописной лесистой местности. Располагается возле татарского села Старый Крым. Наш ростовский Сурб Хач был назван в честь крымского монастырского комплекса Сурб Хач. Этот монастырь был построен армянами в середине XIV века. Монастырь сразу стал духовным и культурным центром христианского Крыма. Монастырь имел свою уникальную библиотеку. Сейчас монастырь Сурб Хач вновь стал действующим. В церкви монастыря Сурб Ншан (Святого Знамения) идут службы. В 2008 году Каталикос всех армян Гарегин II освятил семь хачкаров (камней-крестов) с буквами названия монастыря Сурб Хач. Я познакомился с настоятелем иеромонахом отцом Мхитаром и дьяконом Арменом. Дьякон Армен провел экскурсию по монастырю, рассказал об истории этого храмового комплекса, о первых настоятелях монастыря Сурб Хач. Внешне монастырь напоминает средневековую крепость. Массивные каменные стены с узкими окнами, напоминающие бойницы старинных замков. Башня похожа на дозорную. Надо отметить, что в те годы монастырь и выполнял эту дополнительную защитную функцию, оберегая за своими массивными стенами братьев-единоверцев. Сурб Хач являлся резиденцией армянских епископов в Крыму. Некоторые историки считают, что название монастыря связано с хачкаром, который в XIII веке был вывезен в Крым из древней столицы Армении Ани. Этот хачкар ныне бережно хранится в ростовском Сурб Хаче. Считается одной из самых главных святынь донских армян. Мне было приятно, что армянские священники в Крыму хорошо знают эту историю, связанную с анийским хачкаром. Было приятно также услышать добрые слова дьякона Армена в адрес донских армян и нашей Нахичевани. Он сказал, что горд тем, что мы бережно храним этот хачкар. Ведь, по народной легенде, еще ученики Христа, апостолы Фаддей и Варфоломей, когда пришли в Армению проповедовать христианское учение, освятили этот хачкар. Может быть это только легенда. Но этот хачкар очень древний. Он действительно является христианской святыней. Легенда также гласит, что основатель монастыря Ованес Себастаци и его братья увидели в небе видение в виде креста, указавшее им на это место. Вот именно тогда, в 1358 году, и был возведен храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Это была первая постройка будущего монастырского комплекса Сурб Хач (Святого Креста). Кстати, возле Сурб Хача до сих пор бьет источник с удивительно вкусной, холодной и, говорят, целебной водой. Но потрясло меня не это. А то, как завещал себя похоронить основатель монастыря Ованес Себастаци, а затем и последующие настоятели. Дело в том, что Ованес Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения (Сурб Ншан). Так похоронить себя эти настоятели завещали не случайно. У армян есть такое выражение, имеющее евангельские корни: «Да паду я к ногам твоим». Это высказывание обычно адресуется самым близким людям. Поэтому Ованес Себастаци завещал себя похоронить в притворе храма. В буквальном смысле, входя в храм, ты наступаешь ногами на его могильную плиту. Он и его братья находятся под ногами тех, кто входит в храм.
Как сказал дьякон Армен, верующие утверждают, что от могилы Ованеса Себастаци до сих пор исходит особое тепло.
Поскольку я любитель активного и познавательного отдыха, то эти четыре дня, что был в Крыму со своими близкими, совершил экскурсию по всему южному берегу Крыма. Посетил Алушту, Алупку, Коктебель, Гурзуф, Ялту, Ласточкино гнездо. Побывал даже в Севастополе. Особое впечатление на меня произвел храм-маяк Святителя Николая в поселке Малореченском. Признаюсь честно, я раньше об этом поселке вообще не слышал. В древнем селе Малореченском (это район Большой Алушты) находится удивительная по красоте церковь Николая Чудотворца. Это одновременно и храм, и маяк, и музей. Ночью купол светится и служит маяком для кораблей. Эта церковь – настоящее произведение искусства, с красивыми колоннами, в архитектуру храма органически вплетены морские якоря, корабли-парусники. Это целый территориальный комплекс «Памяти погибших на водах», в составе которого находится храм и Музей катастроф на водах. Музей располагается как бы в основании храма, по сути, под храмом. На специальном экране показывают фильм, в котором рассказывается о затонувших кораблях и о количестве людей, погибших во время кораблекрушений. Список кораблей огромен. Тысячи погибших моряков и пассажиров. В залах-каютах музея располагаются вещи, различные предметы, поднятые с затонувших кораблей и подводных лодок. Все сопровождается непередаваемым звуковым сопровождением. Создается впечатление, что ты находишься под водой где-то в затонувшем корабле или подводной лодке. Впечатляет. Но главное – это то, что в храме молятся за всех погибших в морях и океанах, независимо от их национальности. Возле храма располагается множество якорей из затонувших кораблей. Например, якорь с пассажирского теплохода «Армения». 7 ноября 1941 года фашисты атаковали «Армению», когда корабль перевозил раненых советских солдат. Там также висит памятная доска в честь экипажа атомного подводного крейсера «Курск», погибшего 12 августа 2000 года при выполнении учебно-боевого задания.
Гуляя по набережной Ялты, я с удовольствием посетил отель «Вилла София». Конечно, он дорогой. Но стоит того, чтобы хотя бы посмотреть на него. Этот отель принадлежит семье знаменитой певицы Софии Ротару. Семья Евдокименко-Ротару сделала многое для сохранения этого памятника архитектуры. «Вилла София» сегодня является одним из наиболее престижных отелей в Ялте. В конце XIX века здесь были купальни. Н. П. Краснов спроектировал фасад здания «Купальни Роффе», ныне — отель «Вилла София». Эти купальни посещали многие известные люди: А. П. Чехов, Иван Бунин, Федор Шаляпин и другие. В 1975 году здание «Купальни Роффе» превратилось в репетиционную базу ансамбля «Червона рута» и в студию Софии Ротару, где она записала многие из своих хитов.
Конечно, в Ялте есть на что посмотреть. Это и смотровая площадка на горе Ай-Петри, Воронцовский и Ливадийский дворцы, чеховские места, в том числе в Гурзуфе. Но особая тема — это город Севастополь, город русских моряков, город-герой. Он был построен по указу императрицы Екатерины Великой в 1783 году. В 1783 году Россия присоединила к себе Крым, и в этом же году был подписан указ императрицы об основании Севастополя. Лучше Ахтиарской бухты для русского флота найти невозможно. Именно Екатерина Великая повелела назвать город Севастополь. В переводе с греческого это означает «августейший город», «императорский город». В Большой советской энциклопедии название этого города переводилось как «величественный город», «город славы». Первым руководителем города был контр-адмирал шотландского происхождения Фома Фомич Мекензи. Он заложил первые четыре каменных постройки Севастополя. Это была часовня, пристань, названная впоследствии Графской, кузница в Адмиралтействе и дом командующего. Но еще до Мекензи Александр Васильевич Суворов на берегах Севастопольской бухты построил первые земляные укрепления и разместил русские войска. Многое для строительства города сделал
Ф. Ф. Ушаков. Начало бурного развития Севастополя связывают с именем М. П. Лазарева. Севастополь играл ключевую роль в Крымской войне 1853 — 1856 годов. Это была первая героическая оборона Севастополя. Виктор Гюго сравнивал осаду Севастополя с осадой Трои.
С Севастополем неразрывно связано имя адмирала Нахимова. Вторая героическая оборона города была в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1942 годы). Советские войска отразили в ноябре и декабре 1941 года два крупных наступления 11-й армии Манштейна, сковав крупные силы противника. Одним словом, Севастополь неразрывно связан с Россией. Для нас он не просто город. Это живой символ русского флота, героизма и доблести. И это ощущается в городе очень остро. Весь Севастополь украшен российскими и андреевскими флагами. Люди с нескрываемой радостью говорят о воссоединении с Россией, о том, как долго они этого момента ждали. По Ахтиар-ской бухте ходят экскурсионные корабли и катера. Они обязательно подходят к Памятнику затопленным кораблям. Это знаковое место города-героя Севастополя. Экскурсоводы с гордостью показывают наши военные корабли, многие из которых прошли через горячие точки. Особенно меня поразил корабль-госпиталь «Енисей», который нес службу у берегов Абхазии во время грузино-южноосетинского конфликта в 2008 году. Меня приятно удивило то, что в городе царит не только патриотический дух, но и настоящий интернационализм. Я видел своими глазами рестораны украинской кухни. А недалеко от Памятника затопленным кораблям на набережной расположился ресторан армянской кухни «Масис». Жители Севастополя люди доброжелательные и открытые.
Крым переживает непростое время в своей истории. Но свое будущее крымчане видят только вместе с Россией. И мы, простые граждане России, можем поддержать своих соотечественников, поехав отдыхать в Крым. Они в этой поддержке нуждаются. Поверьте, отдых в Крыму незабываем, интересен и увлекателен. Отдохнуть можно недорого. Думаю, что сегодня среднестатистическая российская семья может себе позволить провести отпуск на полуострове. Вот это и будет нашей помощью жителям Крыма.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *