
В один из последних ноябрьских дней мы, небольшая группа, состоящая из членов созданного нами в Whatsapp чата «Аветис» («Благая весть»), решила совершить паломническую поездку к храму Сурб Карапет, что в селе Несветай, а потом посетить Историко-этнографический музей села Чалтырь Мясниковского района.
Мы давно собирались поехать поклониться церкви Сурб Карапет. Почти все лето и всю осень. Но когда, наконец, утрясли сроки и даты, то в наказание нам за «неторопливость» разыгралась непогода. Подул ветер. Холодный, осенний. Однако решили, что отступать не будем, иначе… предадим не себя даже, а храм, к которому так долго собирались прийти на поклонение. И поехали. Нас было немного — человек десять. Не все в тот день решились на поездку в разыгравшуюся непогоду. Надежды на то, что ветер уляжется, не было никакой. Он (ветер) носил листья по земле, то и дело срывался косой мелкий дождь. Но когда подъехали к храму, нам показалось, что все в природе стихло. Настолько все величественно, строго и гордо, несмотря на то состоя-
ние — полуразрушенное, побитое временем, войной, людьми — в котором встречает вот уже почти век своих гостей церковь Сурб Карапет.
Вошли в нее, наполненные благоговением. Хотя все мы, приехавшие из Ростова паломники, были армянами, оказалось, что лишь один из нас умеет читать главную христианскую молитву «Отче наш» на родном языке. Да и то сбивчиво, с ошибками. Прочли по-русски. Наши молитвенные голоса вознеслись куда-то вверх к полуразрушенному куполу. Мы подняли глаза. Оттуда, с высоты птичьего полета, на нас смотрели лики святых. Фрески осыпались со временем. Краски побледнели. Повсюду на потолке видны следы от пуль… Но это, несмотря ни на что, были узнаваемые лики святых, рассматривая которые, обращаясь к ним мыслями, ощущаешь себя как-то надежнее, спокойнее, теплее. Пусть и в таком состоянии, но они — святые Отцы — были с нами. А мы… мы с ними. Пусть и такие — изнеженные (как же долго мы собирались в эту поездку!), неумелые в молитвах, но все же Дети ее — нашей Церкви. Армянской. Апостольской.

Один из участников нашего паломнического путешествия, Ефрем Бегларян, подошел к почти полностью разрушенной, представляющей собой груду кирпичей алтарной части храма (женщины, как известно, туда проходить не должны, и мы это правило не посмели нарушить). Образовавшаяся, должно быть, от снаряда (известно, что в районе села Несветай шли тяжелые бои в годы ВОВ) ниша позволила ему посчитать количество кирпичей, из которых состояла кладка стены. Их было пять, уложенных в один ряд. Мощно, на века строили наши предки храмы! И, согласимся, есть доля нашей вины в том, что не смогли уберечь церковь от разрушения. Вины. Но и беды тоже…
В храме принято зажигать свечи (мом), воскурять ладан (хунг). Все это мы привезли с собой. Но как ни пытались зажечь свечи, как ни загораживали каждую десятком наших рук, они гасли в тот самый момент, как только подносили к ним зажженные спички. Мы тщетно искали место, куда бы не доходил ветер, где не так сильно бы дуло. Ничего не получалось! Многие, отчаявшись, ушли в сторону автобуса, чтобы согреться, прежде чем поехать дальше по оговоренному заранее маршруту. Остались только два человека — я и Ефрем Бегларян. Даром, что оба арцахцы по происхождению, о которых идет молва, что мы отличаемся от остальных армян особым упорством (или упрямством). Подобрали с земли горстку пуха голубей, которые только и живут в церкви Сурб Карапет, высохшую траву, сформировали небольшую горку из собранного «материала» в одном из проемов церкви и продолжили наши попытки зажечь свечу. Весь мир для нас в эти минуты сосредоточился в этом постоянно гаснущем костерке, в нашем желании увидеть, наконец, стойкий ровный огонек свечи, «услышать» тонкий аромат ладана. Мне казалось в эти минуты, что если у нас ничего не получится, то это будет знак о том, что не стоит и надеяться на то, что наш народ сможет выйти из этой (очередной, увы) исторической петли, сжимающей сегодня его «горло». Были истрачены уже все спички. В руках осталась одна, последняя.
И почти не осталось надежды, что она зажжется. Как вдруг… огонек занялся. Свеча загорелась. Мы поднесли ее к угольной таблетке, она согрела своим теплом ладан, который тихонько, несмело «закипел». Вздохнула с облегчением: «У нас получилось! А значит, и наш народ выдержит, выстоит и это испытание. Нужно только не отчаиваться. Надеяться, верить, молиться!». Мы с Ефремом обошли храм Сурб Карапет по его периметру, как это и положено делать во время крестного хода, и пошли в сторону автобуса.
Нас, точнее, наших вестей — удалось ли зажечь свечу?! — там ждали с нетерпением. Узнав, что получилось, все приободрились, и мы радостно поехали в сторону села Чалтырь.
Там, в музее, нас ждала награда за наш такой крохотный, такой ничтожный паломнический труд: директор музея Анаит Суреновна Даглдиян лично провела нас по залам, рассказала об истории прихода крымских армян на Дон, их жизни и бытовании, об экспонатах, хранящихся в музее. Разумеется, многое мы знали и прежде. Но она, будучи профессионалом высокого класса, нашла чем еще новым и увлекательным нас удивить. Оставив восторженные записи в книге отзывов, мы погрузились в автобус и пустились в обратный путь — в Ростов. (Кстати, транспорт нам предоставило руководство нашей РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», за что мы их искренне благодарим!).
На сердце было светло от того, что все же удалось совершить намеченное паломничество. Но и невероятно грустно. За спинами нашими осталась церковь Сурб Карапет. Одна. На ветру.
Хотя она и занесена в реестр памятников, охраняемых государством, но мы знаем наверняка, почти уверены, что никогда она не будет восстановлена. Что она обречена так и стоять годами и десятилетиями полуразрушенная. Тихо, безмолвно, безропотно, роняя время от времени, точно слезы, куски штукатурки с фресками, кирпичи и камни…
Надежды на ее восстановление нет никакой. Ни-ка-кой! Впрочем, стоп! Удалось же нам в непогоду, на пронизывающем ветру, зажечь свечу. Свечу надежды! Может, и церковь когда-нибудь получится восстановить. И тогда снова зазвучат в ней слова молитв. И зажженные свечи будут гореть ровно, мерно и мирно. И ладаном будет пахнуть вокруг. Может…
Нонна МИРЗАБЕКОВА
СПРАВКА:
Армянский храм Сурб Карапет (Սուրբ Կարապետ եկեղեցի — Святого Предтечи) села Несветай Мясниковского района был заложен в 1858 году на месте старай, возведенной еще в конце XVIII века на средства купца Тоникяна церкви (архитектор М.С. Му-ратов). Храм перестал действовать и был заброшен в 1930-х годах после того, как прямо в церкви красноармейцами был расстрелян его священник. В годы ВОВ здание значительно пострадало от артобстрелов. В мирное время восстанавливать его не стали, хотя и занесли в реестр региональных памятников культуры.
Любопытно, что храм этот ростовчане и гости области включили в список так называемых Мест Силы, наряду с меловыми пещерами в районе станицы Мигулинской, родником Серафима Саровского в ростовском Ботаническом саду, Авиловыми горами в Белокалитвинском районе и др.