nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В различных энциклопедиях, в том числе в Википедии, вы можете прочитать о том, что хачкар («крест-камень») – это вид армянских архитектурных памятников, святынь, представляющих собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово «хачкар» образовано из армянских слов «хач» – «крест» и «кар» – «камень». ЮНЕСКО считает хачкары нематериальным культурным наследием человечества. Хачкары в Армении появились в 301 году после принятия христианства. Говорят, что на территории Армении находится более 50 тысяч «крестов-камней».

Для армян хачкар – это символ воскрешения Христа, его победы над смертью. В армянском народе есть поговорка: «Пока армяне создают хачкары – они бессмертны». А еще армяне говорят, что хачкар – это след Бога на Земле, что хачкар – это литургия в камне, что это каменные воины за веру во Христа. Древние армянские каменные кресты до сих пор встречаются в Крыму.

Дело в том, что армяне, уходя из Крыма, захватили с собой все, что могли увезти. После них остались только дома, церкви, сады и виноградники. Армяне везли с собой и свои святыни – хачкары. Эти камни были неподъемны. Сейчас себе трудно представить, как они смогли их перевезти. Но армянские переселенцы брали с собой хачкары в первую очередь. Ведь эти свои святыни и реликвии они не хотели и не могли никому оставить.

В. В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону» пишет, что в соборе Святого Григория Просветителя в Нахичевани хранился четырехгранный камень длиной в полтора и шириной в один локоть. Это был настоящий памятник средних веков. Его армяне привезли на Дон из Кафы (Феодосии). В Кафе он стоял в центре города на площади. На нем были вырезаны следы двух ступней человека, как бы оттиснутых на глине. Греческая надпись гласила: «Сиартакл, в память отца своего Динострата, жреца Аполлона, и старшины врачей воздвигли сие сооружение при Левконе, архонте Боспора, Феодосии, царе Синдов, Теретов, Андороров и Гиссов».

Древние армянские хачкары хранились в церкви Святого Георгия в Нахичевани. Хачкары были также вмонтированы в стены монастырской церкви Сурб Хача. Когда в тридцатые годы минувшего столетия разрушали армянские храмы, то варварскому уничтожению подверглись и армянские каменные кресты. Уничтожение этих реликвий и святынь продолжилось и в 60-е годы при Хрущеве с новой силой. Именно в эти годы был разрушен кафедральный собор Нахичевани во имя Григория Просветителя, а из монастырской церкви Сурб Хача были удалены древнейшие хачкары. К счастью, не все армянские каменные кресты были разрушены. Некоторые хачкары удалось спасти. Несколько древних хачкаров сейчас находятся в историко-этнографическом музее Мясниковского района в Чалтыре. Удалось спасти и самый известный хачкар донских армян, который сейчас хранится в Сурб Хаче (камень – крест IV – VI века). Это святыня донских армян. В символике хачкара объединены солнце и крест. Это говорит о его древности. Сам хачкар сделан из базальта. В верхней части камня на лицевой стороне – розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. В XI –XIII веках жители средневековой столицы царства Багратидов города Ани (предки донских армян), гонимые турками-сельджуками, а затем монголо-татарами, покинув свой город, вывезли с собой этот хачкар, который почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач.

К счастью, традиция установки каменных крестов сохранилась до наших дней. На Армянском кладбище в Нахичевани, у входа в церковь Святого Карапета поставлены два современных хачкара. Один из них посвящен памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915 года. Этот хачкар установила Нахичеванская-на-Дону армянская община в 1998 году. На другом хачкаре надпись гласит: «В память жертвам землетрясения в Армении 07.12.1988. От сыновей армянского народа. 2008».

Хачкар также установлен в селе Большие Салы возле церкви Сурб-Аствацацан на средства семьи Карапетян. Этот хачкар был установлен в честь русско-армянской дружбы и освящен Католикосом всех армян Гарегином II.

Весной 2010 года в центре армянского хутора Шаумяна Егорлыкского района было установлено три хачкара. Один из них посвящен 24 апреля – Дню Памяти жертв геноцида армянского народа в Османской империи. На втором хачкаре надпись гласит: «Казакам России, совершившим бессмертный подвиг во имя свободы и независимости Армении в ходе русско-турецких, русско-персидских войн конца XIX- начала XX веков от потомков благодарного армянского народа». Третий хачкар был установлен в память об армянских учителях. На этом хачкаре скульптор из Армении Рубен Налбандян кроме 36 букв армянского алфавита, выбитых на туфе, изобразил скульптурную фигуру Святого Месропа Маштоца – автора армянской азбуки с книгой в руках.

В ноябре 2015 года глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян посетил с пастырским визитом Ростов-на-Дону. Он совершил чин освящения двух армянских хачкаров, установленных во дворе церкви Святого Воскресения (Сурб Арутюн) в память о двух значимых событиях в истории армянского народа – 100-летия геноцида армян в Османской империи в 1915 году и 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Оба хачкара выполнены одним из самых искусных современных армянских резчиков по камню Арташесом Акопяном по инициативе благотворителей Владимира Казаряна и Рубена Карапетяна.

В Армении также ставят памятники и хачкары в честь русских воинов и казаков. Так, в октябре 2005 года в Ереване состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса «Казакам – героям». Решение об установке памятника было принято «Нахичеванской-на -Дону армянской общиной» совместно с Генконсульством Республики Армения в городе Ростове-на-Дону после соответствующих консультаций и получения положительной оценки донских, кубанских, терских казачьих атаманов.

Место основания памятника в Канакере – в одном из районов Еревана – было выбрано неслучайно: во время русско-турецкой войны казачий полк дислоцировался именно в этом районе города.

Как я уже писал, армяне привезли с собой на Дон свои самые ценные реликвии. Они также привезли с собой дорогие одежды священников, серебряную церковную утварь, посуду, множество лампад, кадильниц, крестов, евангелий в серебряных окладах, старинные рукописи. Все эти ценности хранились в армянских церквях.

Как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», редкая рукопись хранилась в храме Святого Карапета в селе Несветай. В ней были описаны страдания мученика Саркиса. Его убили в Кафе, как сейчас сказали бы, исламские радикалы , за то, что он отказался принять их веру. В храме Святого Георгия в Нахичевани хранилась другая уникальная рукопись. Это было евангелие с надписью: «Это святое евангелие было написано переписчиком Стефаном в 1297 году армянского летоисчисления, в царствование Семиада и патриаршества первосвященника Григория». Надпись на книге повествовала также о том, что она побывала в руках магометан, но потом «была освобождена из плена».

Большая часть хранящихся в Нахичевани ценностей и рукописей была увезена католикосом Иосифом в Эчмиадзин. Католикос Иосиф спас немало духовных ценностей донских армян. Ведь, как я уже писал, в тридцатые годы минувшего столетия почти все армянские храмы подверглись или уничтожению или разграблению.

К счастью, сегодня донские армяне имеют возможность вновь возводить хачкары и церкви на донской земле. А значит, донская многонациональная культура будет и дальше развиваться и процветать.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *