nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Тему сегодняшнего материала хотелось назвать «Ики девлят – бир миллят» (аз. «Два государства – одна нация»), как любил говорить Гейдар Алиев и как сейчас неустанно повторяют в Азербайджане. Но мы не станем заниматься плагиатом. Ведь, по сути, эту цитату Гейдар Алиев «содрал» из Рухнамы туркменского президента (Туркменбаши) Сапармурада Ниязова, где тот писал о братстве туркменского и турецкого народов, а сам Туркменбаши скопировал цитату из плакатов немцев во время объединения двух немецких государств ГДР и ФРГ в 1989 году.

Словом, как вы уже догадались, речь пойдет о так называемом одном народе – азербайджанском и турецком, которые, де факто, вовсе едиными не являются. Причем, как вы заметили, признания в любви чаще всего исходят от азербайджанцев к туркам. От последних этого не слышно. Разве что на уровне баканов, то есть турецких министров. Почему же так происходит? Ответ прост: среднестатистический турок почти не знает азербайджанцев и познакомился с оными только с развалом Советского Союза, когда азербайджанцы стали массово ездить в Турцию работать, учиться, влюбляться…
Вот армян турки знают отлично. Хотя бы по тому, что в одном только Стамбуле армяне оставили после себя грандиозные архитектурные сооружения, которые стали визитными карточками города и страны. Азербайджанского же в Турции… ни единого камня! Да и отношение к ним в народе как к провинциалам. Ибо азербайджанский язык, который якобы один в один есть тот же турецкий, всего лишь миф, созданный самими азербайджанцами, азербайджанский язык скорее походит на язык анатолийских тюрок, чем на турецкий. Не изучая язык, турок не поймет по-азербайджански, а азербайджанец по-турецки. Между этими языками такая же разница, между как русским и болгарским. Можно понять смысл сказанного. Ни больше, ни меньше.
Да и с менталитетом не сложилось! Как известно, в современных турках не только тюркские, но и греческие, армянские, курдские, албанские, арабские и даже южнославянские элементы. Турки это народ, который вобрал в себя балкано-малоазийско-ближневосточный винегрет на тюркской посуде. Тогда как азербайджанцы — из тато-талышско-курдского винегрета на тюркской посуде. Я уж не говорю о различиях масхаба.
Все это никогда не роднило турок и азербайджанцев. Были попытки породниться, но турецкий менталитет сам же и предавал своих собратьев у Каспия. К примеру, в первой половине ХХ в., когда в интересах Турции было создано очередное тюркское государство в Закавказье, сводный брат Энвера Паши Нури Паша сделал все от него зависящее, чтобы возникла Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) в 1918 году, просуществовавшая два года. Однако такой подарок был сделан не от любви к закавказским татарам (азербайджанцам), а татарам в целом – горским, среднеазиатским, волжским, дальневосточным и пр. Осуществлялась политика пантюркизма, подразумевавшая создание цепи тюркских образований от Средиземноморья (Турции) до северных морей (Якутии). Но те же турки позже сдали своих собратьев из Азербайджана, когда 11-я Красная армия вошла в Баку. А чуть позже сам Ататюрк пообещал В. Ленину, что не станет вмешиваться, подписав с Советами ряд союзнических и территориальных договоров.
Второе предательство от турок в новейшей истории Азербайджана случилось в 1945 году и, кстати, только недавно стало рассекреченным самим нынешним президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В одном из своих выступлений президент рассказал душещипательную историю о тюркских Каине и Авеле. А именно:
«Долгое время Турция пыталась скрыть один печальный инцидент — болезненное событие в истории турок и азербайджанцев. В 1945 году 146 представителей азербайджанской интеллигенции бежали от сталинских репрессий в Турцию. Эти люди перешли реку Араз через мост Боралтан и оказались на турецкой стороне. Азербайджанцы, перешедшие границу и оказавшиеся в стране братьев, не ожидали от них предательства. Но это случилось. Сталин требовал передать беглецов Советскому Союзу. И что вы думаете? Тогдашнее руководство Турции пошло навстречу советскому правительству и принудительно заставило азербайджанцев вернуться обратно. Наши пограничники сначала не выполнили приказ. Надеялись, что Анкара одумается и не станет азербайджанских братьев передавать СССР. Однако вскоре поступил очередной официальный приказ: «Передать беглецов советской стороне». Азербайджанцы понимали ситуацию и просили турецких солдат не выселять их или убить на месте под турецким флагом. Но приказ есть приказ. Пограничники, не имея другого выхода, всех 146 беглецов, своих братьев, передали советской стороне. Азербайджанцы со связанными руками проходили границу Турции через Буралтан. Но едва они оказались на территории СССР, прямо у моста их расстреляли автоматными очередями на глазах турецких солдат и командиров. Начальник пограничной заставы с турецкой стороны не смог вынести этого зрелища и совершил самоубийство»…
Что ж, армяне, понтийские греки, ассирийцы как никто другой знают умение турецкого руководства заметать следы своих преступлений. Думаю, если бы не эрдогановская политика неоосманизма, то убийство и 146 азербайджанцев до сих пор хранилось бы под грифом «Совершенно секретно»! Кстати, именно этот пресловутый для турок и азербайджанцев «армянский вопрос» удерживает двух «братьев» вместе. Именно это, а не язык или общая культура, которая уже давно не общая. Иначе как объяснить, что азербайджанцев вовсе не интересуют другие «братья-тюрки» в лице туркмен, узбеков, уйгур и прочих? Да потому что от этих народов «армянский вопрос» так же далек, как и сама Армения.
Все вышеописанное не есть единственные случаи предательства турок в отношении азербайджанцев. Если отойти от новейшей истории и вспомнить события 200-300-летней давности, то и тут немало кинжалов в спину получили предки современных азербайджанцев. Например, если учитывать, как того хотят сами азербайджанцы, что Сефедское государство было азербайджанским, а не иранским, то пойдем им навстречу в этот раз и напомним, что именно османы разрушили Сефевидскую империю из закупленных в Европе пушек. Вот вам и одна нация! Одна нация, подобная той небезызвестной гоголевской унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла.
Было бы уместным вспомнить и XVIII в. Об этом периоде остались десятки документальных свидетельств, которые собрала воедино известный русский историк, публицист О.П. Маркова. В книге «Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в.», изданной в Москве в 1965 году, на странице 184 имеется следующая запись: «Еще большую нетерпимость, доходившую до человеконенавистничества, проявили турки в отношении азербайджанцев – мусульман шиитского толка. Постановлением чрезвычайного Совета турецкого правительства им была объявлена священная война. Три фетвы муфтия, опубликованные в связи с этим, призывали уничтожать мужчин и захватывать в рабство женщин и детей. Имущество шиитов объявлялось законной добычей турецких солдат. Командовавший созданным в 1725 году Низовым корпусом князь Долгоруков доносил в следующем году из Астрахани Верховному тайному Совету, что разбежавшиеся при турецком нашествии «басурманские народы» (т.е. азербайджанцы-шииты) продают своих детей русским и армянам в «вечное и временное услужение».
Эта историческая запись еще раз подтверждает коварство турок в отношении азербайджанцев и напоминает, кто именно шел им навстречу, когда их дети оказывались без родителей, бежавших в панике от турок. Более того, в этой же книге на стр. 117 О.П. Маркова цитирует: «Стойкость армянского народа в борьбе за освобождение не раз отмечалась современниками: «Армяне, как и прежде стояли, так и ныне стоят крепко», – писал Вахтанг Баадуру Туркестанишвили в сентябре 1723 года. После водворения турок в Восточном Закавказье армяне повели с ними партизанскую войну. В 1726 году они трижды побили турок под Гянджой».
Эта запись важна еще и тем, что она проливает свет на отважность армянских полков, которые освободили от турок не только себя и Закавказье, но и предков современных азербайджанцев в частности. А что было дальше, говорится в книге О.П. Марковой на 116 странице: «Азербайджанцы и армяне всячески стремились предотвратить у них появление турецких войск… В ожидании повторного турецкого нашествия армяне и азербайджанцы Гянджи заключили весной 1724 года Договор о взаимной помощи…».
Кто друг, а кто враг – судите сами!
Как было замечено выше, Азербайджан и Турция только последние два с половиной десятилетия пытаются заключить «брачные политические узы» вокруг общего «армянского вопроса». Хотя еще 36 лет назад Азербайджан не только не волновал «армянский вопрос», он и вовсе не знал о существовании такого вопроса. Поэтому в 1980 году за подписью 30 азербайджанских академиков из АН Азербайджанской ССР, в «Азербайджанской советской энциклопедии» была размещена следующая статья: «В 1915-16 гг. османы уничтожили полтора миллиона армян. Тысячи были угнаны из родных земель в Месопотамию. 300 тысяч армян нашли приют на территории России. Остальные спасшиеся представители этого народа рассеялись по Европе, Азии, Африке и Америке…».
Так что, в отличие от «старших братьев» турок, их «младшие братья» азербайджанцы вот уже 36 лет как признали геноцид армян. И сегодня азербайджанцам стоит задуматься, кто им роднее – близкие и добрые соседи армяне, которые в истории спасали азербайджанцев от полного уничтожения, или далекие братья-турки, от которых армяне спасали азербайджанцев.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *