Открытие в Ереване филиала МГУ имени М.В. Ломоносова привело бы к возникновению крупного учебного и научного центра, куда устремилась бы не только местная армянская молодежь, но и многие из тех, кто проживает за пределами Армении, в том числе в России, — такое мнение выразил в интервью РИА Новости бывший посол РФ в Армении, кандидат исторических наук Вячеслав Коваленко.
Он отметил, что в последнее время часть интеллектуальной элиты Армении взбудоражена инициативой восстановления в республике школ с обучением на иностранных языках, и в центре внимания оказался русский язык. «На русский и всё, что связано с ним в литературе, искусстве, науке, сыплются обвинения со всех сторон: предупреждения о якобы нависающей угрозе потери национальной идентичности, упоминается о возможной эрозии армянского мышления, потере патриотизма», — сказал Коваленко.
По его словам, руководство Армении пытается противостоять натиску оппонентов русского языка, понимая его важность для развития страны. «Однако в этой своей разумной политике оно не находит поддержку политических и общественных деятелей, которые позиционируют себя как сторонники ориентации на Россию», — с сожалением констатировал дипломат.
Он выразил удивление и позицией Союза писателей Армении в этом вопросе, хотя кому, как не армянским писателям, должно быть хорошо известно из истории о взаимном обогащении русской и армянской литературы. «Шедевры армянской классической литературы получили известность во всем мире во многом благодаря русским переводам и литературоведческим исследованиям русских авторов. Именно тогда (в период вхождения в СССР) мир узнал о выдающихся армянских литераторах, ученых, кстати, получивших образование в советских ВУЗах», — напомнил Коваленко.
Он отметил, что оппоненты русского языка сетуют на то, что в России нет ни одной армянской школы. «Я бы спросил тогда и о другом: ведь была хорошая идея открыть в Москве Дом армянской книги. Были приобретены книги, подобрано помещение в центре Москвы, но никто из уважаемых людей ни в Ереване, ни в Москве не откликнулся на обращение о помощи в этом деле», — сказал дипломат, добавив, что Союзу писателей или иной влиятельной организации стоило бы заняться этим вопросом вместо того, чтобы вести борьбу против русского языка.
По мнению Коваленко, сложившаяся ситуация является результатом политизации этого вопроса в Армении, развернувшейся идеологической борьбы за влияние на общественное мнение, и русский язык в этой борьбе оказался заложником ситуации.
«Значительная часть армянской политической элиты ориентирована на развитие отношений с Западом и питает надежды на интеграцию в перспективе с Евросоюзом. Отношения с Россией эти политики хотели бы свести, главным образом, к обеспечению национальной безопасности страны. Такие политики, видимо, считают, что для этого нужно ограничить отношения с Россией, сохранив их, в лучшем случае, в сфере обороны и безопасности. А все, что касается, в частности, русского языка, в их понимании связано с «имперской политикой России» и является помехой на пути в Европу», — заявил посол, назвав это наивной и недальновидной политикой.
«Обеспечение национального интереса Армении, сохранение ее идентичности, развитие армянского языка уж никак нельзя достичь путем борьбы с русским языком», — добавил Коваленко.
По его мнению, стратегические союзные отношения, которые связывают Армению и Россию и сохраняют уже длительное время мир в регионе, — это нечто большее, чем только военно-техническое сотрудничество. «Это и гуманитарная близость, и культурное взаимообогащение, которые помогают нам не только говорить на одном языке, но и быть духовно близкими народами», — заключил бывший посол.