![](https://nnao.ru/wp-content/uploads/2023/08/Ciklodrom-Asmolova-1.jpg)
Первые велосипеды в Российской империи появились в середине XIX века. Оригинальный вид спорта прижился не сразу. Долгое время, увидев на улице велосипед, лошадь, запряженная в телегу, могла встать на дыбы или понести. Возникли ограничения на свободное передвижение, которые поспособствовали тому, что любители велосипедов начали строить специальные стадионы — циклодромы.
Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. После этого увеличилось количество велосипедистов и специальных обществ в других городах. Но запрет на передвижение велосипедов по улицам никто не отменил.
В конце XIX-начале XX века велосипед свободно можно было купить и у нас в Ростове.
К примеру, газеты 1901 года вовсю рекламировали «Первую партию ВЕЛОСИПЕДОВ сезона 1901 года» от господина
С. Кипмана, торгующего ими от представительства «Товарищества Ж. Блок» на Большой Садовой, против «Гранд-Отеля».
![](https://nnao.ru/wp-content/uploads/2023/08/Ciklodrom-Asmolova-2.jpg)
Компания «Жан (Жюль) Блок» была основана в 1863 году. Поставляя в Российскую империю различные новинки техники, компания в 1879 году впервые ввезла к нам в страну велосипеды. В Ростове представительство товарищества располагалось в доме Шушпанова. Велосипеды «Свифт», «Блок-Пионер», «Ройаль-Блок», пишущие и швейные машинки, кассы, насосы, копировальные прессы и прочее наряду с каталогом этой всякой всячины можно было приобрести в обозначенном магазине нашего города.
Нельзя сказать, что велосипед был совершенной роскошью, но приобрести его могли позволить себе далеко не все. Хотя «на дутых шинах, мало-езженный» велосипед можно было запросто по объявлениям в ростовских газетах купить и подержанным у частных владельцев этого транспорта.
Регулярные встречи велосипедистов-любителей проходили в нашем городе на ипподроме Ростово-Нахичеванского бегового общества. Но уже к 1895 году появилось еще одно место для проведения велогонок. На участке земли, принадлежащем Асмолову, известному ростовскому табачнику, «против сада «Палермо» был устроен циклодром.
![](https://nnao.ru/wp-content/uploads/2023/08/Ciklodrom-Asmolova-3.jpg)
Тот самый Василий Иванович Асмолов, основатель ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду самых больших в России, который, по рассказам, имел 3 тысячи рублей первоначального капитала. Поскольку продукция ростовских табачников не очень нравилась ему, он решил выпускать свой табак — асмоловский — и открыл табачную мастерскую «для себя».
Циклодром, который располагался примерно в квадрате нынешних улиц Садовая-Нахичеванский-Суворова-Крепостной, Асмолов решил строить соответствующий европейскому уровню. Чтобы можно было в теплое время года проводить российские и международные соревнования. И действительно, велосипедные гонки на асмоловском циклодроме проводились регулярно и не только между ростовскими любителями. В них принимали участие и иногородние гастролеры, о чем можно прочитать в газетной хронике тех лет:
«…23 мая на циклодроме В.И. Асмолова состоялись очередные гонки, устраиваемые обществом велосипедистов-туристов, при участии одесского стаера Петрова, лучшего русского гонщика Холодова, симферопольского спринтера Разсадкина, германского ездока Коффа и лучших гонщиков города Ростова… Благодаря праздничному дню и прекрасной погоде к началу гонок на циклодроме собралось довольно много публики… Во время гонок играл оркестр военной музыки. Велосипеды были украшены фейерверками, ракетами и бомбами. Сначала состоялись гонки для местных гонщиков в две серии на 2 версты… Далее происходила большая «американская» интернациональная гонка на 2 версты…
![](https://nnao.ru/wp-content/uploads/2023/08/Ciklodrom-Asmolova-4.jpg)
В заключение после антракта состоялся матч на 15 верст с лидерами между Холодовым и Коффом… Холодов все время держал Коффа на колесо сзади и начал работать только на последнем полукруге, бросив своего противника позади…», — сообщала газета «Приазовский край» в 1901 году.
«В перерыве между заездами на циклодроме состоится большая французская борьба между всемирно известным борцом Андерсоном и ростовским борцом Фадеем Михайловым и русско-швейцарская между специалистом борьбы Плотниковым и вышеупомянутым Андерсоном! Начало гонок в 5 ч., борьбы в 7.30 вечера».
«В заключение последних прощальных гонок этого года будет запущен большой воздушный шар с северным сиянием и сожжен большой бриллиантовый фейерверк под названием «Прощай, Ростов!».
Однако расцвет асмоловского циклодрома продолжался недолго. Казалось бы, циклодром жил — устраивал соревнования, жег фейерверки, покупал призы… Но то ли из-за того, что гласные городской Думы приняли все же закон, разрешающий велопоездки по Ростову, то ли в силу других причин… Уже в 1909 году на месте гордости велосипедного Ростова было заложено здание Коммерческого клуба.
Впрочем, в дальнейшем велосипеды в нашем городе вовсе не потеряли популярность. Тому пример снимок из того же «Приазовского края», но 1914 года, на котором изображены два туриста, совершающих путешествие на велосипедах между Ростовом и Харьковом. Чтобы облегчить поездку, туристы, отмечает газета, «удачно применили к велосипедам паруса».
Оксана МОРДОВИНА