nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Первые велосипеды в Российской империи появились в середине XIX века. Оригинальный вид спорта прижился не сразу. Долгое время, увидев на улице велосипед, лошадь, запряженная в телегу, могла встать на дыбы или понести. Возникли ограничения на свободное передвижение, которые поспособствовали тому, что любители велосипедов начали строить специальные стадионы — циклодромы.

Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. После этого увеличилось количество велосипедистов и специальных обществ в других городах. Но запрет на передвижение велосипедов по улицам никто не отменил.

В конце XIX-начале XX века велосипед свободно можно было купить и у нас в Ростове.

К примеру, газеты 1901 года вовсю рекламировали «Первую партию ВЕЛОСИПЕДОВ сезона 1901 года» от господина
С. Кипмана, торгующего ими от представительства «Товарищества Ж. Блок» на Большой Садовой, против «Гранд-Отеля».

Компания «Жан (Жюль) Блок» была основана в 1863 году. Поставляя в Российскую империю различные новинки техники, компания в 1879 году впервые ввезла к нам в страну велосипеды. В Ростове представительство товарищества располагалось в доме Шушпанова. Велосипеды «Свифт», «Блок-Пионер», «Ройаль-Блок», пишущие и швейные машинки, кассы, насосы, копировальные прессы и прочее наряду с каталогом этой всякой всячины можно было приобрести в обозначенном магазине нашего города.

Нельзя сказать, что велосипед был совершенной роскошью, но приобрести его могли позволить себе далеко не все. Хотя «на дутых шинах, мало-езженный» велосипед можно было запросто по объявлениям в ростовских газетах купить и подержанным у частных владельцев этого транспорта.

Регулярные встречи велосипедистов-любителей проходили в нашем городе на ипподроме Ростово-Нахичеванского бегового общества. Но уже к 1895 году появилось еще одно место для проведения велогонок. На участке земли, принадлежащем Асмолову, известному ростовскому табачнику, «против сада «Палермо» был устроен циклодром.

Тот самый Василий Иванович Асмолов, основатель ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду самых больших в России, который, по рассказам, имел 3 тысячи рублей первоначального капитала. Поскольку продукция ростовских табачников не очень нравилась ему, он решил выпускать свой табак — асмоловский — и открыл табачную мастерскую «для себя».

Циклодром, который располагался примерно в квадрате нынешних улиц Садовая-Нахичеванский-Суворова-Крепостной, Асмолов решил строить соответствующий европейскому уровню. Чтобы можно было в теплое время года проводить российские и международные соревнования. И действительно, велосипедные гонки на асмоловском циклодроме проводились регулярно и не только между ростовскими любителями. В них принимали участие и иногородние гастролеры, о чем можно прочитать в газетной хронике тех лет:

«…23 мая на циклодроме В.И. Асмолова состоялись очередные гонки, устраиваемые обществом велосипедистов-туристов, при участии одесского стаера Петрова, лучшего русского гонщика Холодова, симферопольского спринтера Разсадкина, германского ездока Коффа и лучших гонщиков города Ростова… Благодаря праздничному дню и прекрасной погоде к началу гонок на циклодроме собралось довольно много публики… Во время гонок играл оркестр военной музыки. Велосипеды были украшены фейерверками, ракетами и бомбами. Сначала состоялись гонки для местных гонщиков в две серии на 2 версты… Далее происходила большая «американская» интернациональная гонка на 2 версты…

В заключение после антракта состоялся матч на 15 верст с лидерами между Холодовым и Коффом… Холодов все время держал Коффа на колесо сзади и начал работать только на последнем полукруге, бросив своего противника позади…», — сообщала газета «Приазовский край» в 1901 году.

«В перерыве между заездами на циклодроме состоится большая французская борьба между всемирно известным борцом Андерсоном и ростовским борцом Фадеем Михайловым и русско-швейцарская между специалистом борьбы Плотниковым и вышеупомянутым Андерсоном! Начало гонок в 5 ч., борьбы в 7.30 вечера».

«В заключение последних прощальных гонок этого года будет запущен большой воздушный шар с северным сиянием и сожжен большой бриллиантовый фейерверк под названием «Прощай, Ростов!».

Однако расцвет асмоловского циклодрома продолжался недолго. Казалось бы, циклодром жил — устраивал соревнования, жег фейерверки, покупал призы… Но то ли из-за того, что гласные городской Думы приняли все же закон, разрешающий велопоездки по Ростову, то ли в силу других причин… Уже в 1909 году на месте гордости велосипедного Ростова было заложено здание Коммерческого клуба.

Впрочем, в дальнейшем велосипеды в нашем городе вовсе не потеряли популярность. Тому пример снимок из того же «Приазовского края», но 1914 года, на котором изображены два туриста, совершающих путешествие на велосипедах между Ростовом и Харьковом. Чтобы облегчить поездку, туристы, отмечает газета, «удачно применили к велосипедам паруса».

Оксана МОРДОВИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *