
Ушел от нас выдающийся донской художник Ованес Мелконович Лусегенов. Его еще при жизни называли классиком.
При этом он был человеком скромным, легким в общении, дружелюбным. Не без гордости могу сказать, что мне посчастливилось близко общаться с Лусегеновым, бывать у него в мастерской.
Когда попадал я в его мастерскую, то передо мной открывался удивительный мир этого неординарного человека. Мы могли говорить на разные темы, а он периодически показывал мне и другим гостям ту или иную свою работу, словно иллюстрируя наш разговор. Незабываемо!
Об Ованесе Мелконовиче я слышал с юных лет еще от своего отца. Ведь мы все жили в Нахичевани, а потому и знали друг о друге многое.
Но близкое мое с ним знакомство произошло следующим образом. Помню, когда в 2015 году готовилась к выходу в свет моя книга об истории и людях Нахичевани-на-Дону, которая называлась «Моя Нахичевань», редактор книги Нонна Владимировна Мирзабекова сказала мне, что на обложку надо непременно поместить репродукцию картины Лусегенова «Приход армян на Дон».
Мы позвонили художнику с просьбой разрешить это сделать. И он любезно согласился. Я считаю, что эта репродукция является украшением моей работы.
Как рассказывал сам Лусегенов, прежде чем написать картину «Приход армян на Дон», он несколько месяцев собирал материал, ездил по армянским селам, изучал типажи.

На полотне «Приход армян на Дон» Лусегенов изобразил колоритного священника-армянина, который является одним из основных персонажей картины. Он молится за благополучное окончание трудного пути. Второй главный персонаж — казачий атаман, встречающий народ на донской земле. На заднем плане изображена женщина, кормящая грудью ребенка, возможно, первого армянина, который родился на Дону. На мой взгляд, картина получилась очень трогательной, но в то же время мощной, эпической.
Помню, как Ованес Мелконович передал мне подарок — календарь на 2023 год, в котором собраны его картины. 12 месяцев — 12 картин Лусегенова. Кстати, среди картин, представленных в календаре, есть и моя любимая — «Приход армян на Дон».
Но не только эта картина меня тронула. Лусегенов — художник разноплановый, который мог писать в любом жанре. Но всегда он это делал в своей неповторимой манере.

Сюжеты его картин были разные — «Соломон и Суламифь», «Самсон и Далила», «Мать Будды — покровительница детей», «Бал Маргариты», «Ряженые в Новый год», «Рождение Иисуса Христа». Но все эти работы притягивают к себе зрителя словно магнит, от них невозможно оторваться, они завораживают, заставляют думать, сопереживать.
Ованес Мелконович Лусегенов был художником, воспевающим родной край. Неповторимы его пейзажи. Известный донской искусствовед Валерий Васильевич Рязанов о Лусегенове писал так: «Если организовать выставку картин заслуженного художника Российской Федерации Ованеса Мелконовича Лусегенова только одного жанра живописи — пейзажа, а он мастер широкого тематического диапазона, то зритель был бы вправе сказать, что Лусегенов один из интереснейших российских пейзажистов нашего времени».
Творчество Лусегенова — целая Вселенная. Его работы высоко ценятся во всем мире. Но главное — этот человек был очень любим у нас на Дону.

Конечно, уход из жизни Ованеса Мелконовича — невосполнимая утрата для культуры нашего края. Пройдут столетия, от нас не останется ни следа, ни даже памяти, а картины Лусегенова, я уверен, будут жить.
Думаю, никто не станет спорить с тем, что, например, по его полотну «Приход армян на Дон» можно изучать историю целого народа.
Работы Ованеса Мелконовича Лусегенова всегда глубокие, философские, как говорится, они трогают, не оставляют зрителя равнодушным.
Потому что это и есть настоящее Искусство с большой буквы.
Георгий БАГДЫКОВ