nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Кто из нас не знает клип «Ты-кто-такой-давай-до-свидания», ставший очень популярным в Рунете несколько лет назад?
Люди, которые исполняют этот речитатив под музыку, в большинстве своем этнические талыши ¨ коренное население юго-востока современного Азербайджана. А активно рекламируемый в России «Азерчай» на самом деле не совсем «азер». Его производят на территории проживания талышского народа. Многие его представители и в наши дни хотят автономии, а некоторые ¨ всерьез говорят о независимости Талышстана. В 90-е конфликт между талышами и властями из Баку чуть было и вовсе не перерос в настоящее вооруженное противостояние, примерно как с армянами в Нагорном Карабахе. Рассмотрим развитие национального движения азербайджанских талышей и выясним, какие у него цели сегодня.

«Ты кто такой?»
Талыши – автохтонное ираноязычное население южного Азербайджана, где они проживают компактно. Согласно последней переписи населения их было 112 тысяч человек, эту цифры талышские активисты считают явно заниженной и говорят, что на самом деле их в стране около 500 тысяч (плюс в соседнем Иране их еще 1 миллион). Несмотря на ассимиляторскую политику Азербайджана, которую некоторые российские эксперты считают одной из самых мощных на постсоветском пространстве, численность талышей растет из-за высокой рождаемости и возвращения некоторых людей к талышскому самосознанию.
Ученые до сих пор спорят, откуда появился здесь этот народ и его этноним, но у талышей есть свое видение истории, которое очень раздражает бакинских авторов. В ней, например, говорится, что многие признанные герои азербайджанского народа оказываются талышами. А почти всю страну населяют на самом деле не тюрки, а перешедшие под давлением на их язык иранцы, сумевшие сохранить свою идентичность на сегодняшний момент только на границе с Ираном. По их мнению, только в XIII веке, во времена монгольского завоевания, число тюрков на территории нынешнего Азербайджана увеличивается, и во времена Сефевидов (XVI—XVIII века) местное иранское население постепенно, но окончательно переходит на тюркский язык. И правда, исследователи подтверждают, что материальная культура, менталитет и традиции талышей и азербайджанцев очень близки.
В начале XIX в. талышский хан принял российское подданство, и талыши позитивно относятся к этому периоду своей истории, так как их регион стал активно развиваться. С этого времени происходило переселение в здешние земли этнических русских крестьян, а особенно религиозных сектантов — молокан и духоборов. Русский любитель чая М. О. Новоселов посадил в этом районе опытные участки чайного дерева, а в 1896 году впервые посадил чайный куст, от чего в этом районе создалась настоящая чайная промышленность, существующая там и в наши дни.
После революции в годы Гражданской войны была создана Муганская Советская республика в составе РСФСР, во главе которой стояли этнические русские и талыши, разгромленная азербайджанскими войсками. После образования СССР большевики сначала позволили талышам активно развивать свою культуру. Советские ученые создали им письменность (сначала на латинице, потом на кириллице), функционировали национальные школы с преподаванием на талышском, открылись театры, издавалось большое количество книг и газета «Красный Талыш». Это вызвало подъем национального самосознания, многие талыши стали просить создать собственную АССР.
Но вскоре данную политику прекратили, и на ее место пришла тюркизация, в том числе и других народов Азербайджанской ССР. В 1937 г. было запрещено преподавание на талышском. Талышей даже во время всесоюзных переписей перестали выделять как отдельную национальность. Многие представители культурной интеллигенции большевиками были подвергнуты репрессиям и были отправлены в ГУЛАГ. В паспортах в пятой графе теперь указывалось – азербайджанец. Данная политика еще больше уменьшила количество людей талышской национальности, многие перешли на тюркский язык, постепенно забывая родной и утрачивая особенную идентичность. Но с началом перестройки и национального возрождения многие талыши вспомнили о своих корнях.

«Давай, до свидания!»

В 1993 г. на волне политического кризиса даже была создана Талыш-Муганская Автономная республика, со своей символикой и собственными вооруженными силами. Создателем ее стал полковник Аликрам Гумбатов, но она просуществовала лишь несколько месяцев. Центральные власти спровоцировали выступления местного населения в новообразованной республике, которые свергли правительство автономии. Пришедший к власти в Баку Гейдар Алиев арестовал Гумбатова и многих талышских активистов, талышская партия была запрещена, а центральные власти решили продолжить советскую тюркизацию, дискриминируя это национальное меньшинство. Но самое интересное в том, что талышское самосознание среди населения юго-восточного Азербайджана стало только расти.
Сегодня талышские активисты жалуются на репрессии со стороны центральных азербайджанских властей. Особенно это касается работников газеты на талышском языке «Голос Талыша». В 2008 г. был арестован главный редактор этого издания и активный политический деятель Новрузали Мамедов, которого осудили на 10 лет за государственную измену (позже он умер в тюрьме). В вину ему вменялось в том числе и то, что он открыто пропагандировал талышскую культуру, язык и талышскую историю, которая ставит под сомнение идеализированную национальную и историческую концепцию Азербайджана. На суде в последнем слове он сказал: «Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я талыш». Есть своя правда и у бакинских властей. Эти активисты, мол, специально хотят раздуть сепаратизм среди населения, которое не видит себя без Азербайджана и считает себя азербайджанцами.
В 2012 г. был арестован главред той же газеты, который и снял популярный ролик «Давай, до свидания!». После взрыва популярности этого видео в России положением прав талышей стали активно интересоваться журналисты из РФ, которые без согласований стали ездить туда и снимать жизнь местного населения, что очень не понравилось в Баку. Талышские и армянские новостные сайты практически ежедневно описывают случаи репрессий. Например, в 2016 г. спецслужбы Азербайджана обвинили пользователя Интернета в сепаратизме из-за того, что он написал в комментарии одной из групп, что южный регион Азербайджана должен называться в публикациях сообщества «Талышским регионом».
Многие талыши в эмиграции обвиняют Азербайджан в этноциде, что их язык, историю и культуру не развивают в стране должным образом. Это привело к тому, что молодое поколение не использует родное наречие в повседневном общении, многие просто стесняются быть талышами. Не нравится им и политика замещения населения, в которой они обвиняют центральные власти. На их земли, дескать, в годы войны в Нагорном Карабахе стали активно переселять беженцев-тюрков, чтобы увеличить процент титульного тюркского населения в регионе. Меняется топонимика на азербайджанский лад. Так, талышское село Озибижон переименовали в Гюнешли. Все ключевые посты в этом районе занимают азербайджанцы, поэтому очень трудно талышу устроиться на хорошую работу или открыть бизнес. Это заставляет их уезжать из родных мест в Россию или в Баку в поисках работы. Представители талышского движения опасаются и ближайшей переписи. Они уверены, что азербайджанские власти сделают все, чтобы в этот раз по ее итогам специально уменьшить численность этого народа с целью и дальше игнорировать их национальные права.
В России совершенно открыто действуют талышские организации, которые прямо говорят о своих намерениях добиваться самостоятельности для своей земли. Из-за этого некоторые азербайджанские политики обвиняют РФ в покровительстве талышам, а талышские активисты жалуются на невнимание со стороны российских властей и общественности. Хотя можно сказать, что наша страна действительно стала центром их движения, от представителей которого, давно живущих в России, можно услышать сепаратистские лозунги. Почти все талыши, кто хоть как-то занимался политикой в Азербайджане, давно выехали за границу.
Один из лидеров талышей России Исмаил Шабанов утверждает, что, в отличие от азербайджанцев, находящихся под турецким влиянием, и у которых популярны идеи пантюркизма, талыши исторически тяготеют к России. В самой РФ открыто и официально не поддерживают планы радикальных талышей по отделению. Однако у нас хотят держать в своих руках талышское движение, но пока что в состоянии какого-то анабиоза, чтобы воспользоваться им тогда, когда это понадобится. Например, при ухудшении российско-азербайджанских отношений.
Такого будущего хотят для Азербайджана его противники.

«Иди, гуляй, до свидания!»

Талышский вопрос – болезненная для Азербайджана тема. Власти страны опасаются, что при поддержке из Ирана, Армении и России там может повториться «карабахский сценарий», поэтому пытаются решить ее ассимиляцией. Тегеран в свою очередь может использовать эту проблему в связи с ростом сепаратизма у себя. Дело в том, что в Иране тоже существует регион Азербайджан, где до сих пор муссируется тема объединения всех азербайджанцев в одно большое государство. Бакинские власти утверждают, что сепаратистские настроения талышей подогреваются специально из Армении. И там действительно проводятся многочисленные научные конференции, семинары по иранистике, ставящие перед собой цель сохранить талышей как особенный этнос. Ну и армянам нужны союзники в возможном будущем еще одном противостоянии за Карабах.
По мнению властей из Баку, само талышское население в стране вообще аполитично и ничего не хочет, кроме как добровольно становиться азербайджанцами, и они уже почти все стали ими. Но эксперты утверждают, что в талышской среде существуют иные настроения, хотя воплотить в жизнь мечты о независимости и даже автономии в современных реалиях почти невозможно. В самом Азербайджане не осталось политических лидеров талышской нации, идет сильнейшая ассимиляция и давление, из-за которой не все талыши на нынешнем этапе имеют четкое национальное самосознание. В настоящее время протест перекинулся в социальные сети, где в многочисленных группах активно пропагандируется особое талышское самосознание.
В 2016 г. в местах проживания талышей вспыхнули акции протеста. Как говорит азербайджанская сторона, исключительно на экономической почве: протестующие были недовольны повышением цен, подорожанием бензина и продуктов питания. Выступления подавил азербайджанский спецназ. Но причинами митингов мог стать и национальный фактор. Многолетнее угнетение талышской идентичности заставляет их чувствовать себя людьми второго сорта в стране, замыкаться в своей общине, не чувствовать симпатий к азербайджанской государственности. Поэтому нет никакого сомнения, что талыши еще покажут себя в политической жизни Азербайджана.
Григорий МИРОНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *