nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В 1907 году в нашем городе было организовано Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств. Из множества заслуг общества по развитию художественной культуры Дона особое место занимает выставочная деятельность с 1911 по 1918 годы. Одним из активных участников ежегодных весенних выставок был Степан Меликсетович Агаджанян.
Выставляя каждый раз новые произведения, Агаджанян привлекал к себе внимание ценителей искусства и прессы. Выдающаяся писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян в газете «Кавказский телеграф» от 16 мая написала: «На ростовской художественной выставке был выставлен портрет госпожи Хачатрянц работы С.М. Агаджаняна. Портрет этот – явление настолько выдающееся, что его нельзя было не заметить, а заметив, – не говорить о нем. И вот о портрете заговорили все местные газеты. Художественная сосредоточенность и глубокое мастерство – два главных свойства, привлекающих к Агаджаняну, – в наше время (по смерти Серова), почти не насчитывающее хороших портретистов, – представляет собою отрадное и редкостное явление… На работе его – отпечаток длительного, мудрого, трепетного, проникновенного свыкания с натурой…» От себя добавлю, это был портрет будущей свекрови Мариэтты Сергеевны, матери Якова Самсоновича Хачатряна, преподавателя Нахичеванской духовной семинарии.
Высоко оценил мастерство Агаджаняна выдающийся русский художник Константин Коровин. Небольшой по размеру «Академический этюд. Голова мужчины» по цветовой гамме, внутренней раскрепощенности, экспрессии сравнивал Коровин с работами фламандских мастеров. Коровин знакомится на выставке с автором и приглашает на обед в гостиницу «Московскую». За обедом Степан Меликсетович рассказывает о себе. Родился в 1863 году в городе Шуше. Случай помог ему переехать во Францию, где окончил художественную студию в Марселе и Парижскую академию художеств, учился у Жан-Поля Лоранса, Бенжамена Констана и других. 17 долгих лет он прожил во Франции, в 1900 году вернулся на родину, но земляки не поняли и не оценили искусство молодого художника. Промаявшись несколько лет, Агаджанян принимает решение переехать в Москву, а затем во Францию.
Но по дороге тяжело заболела жена Анна, и он был вынужден остановиться в Ростове-на-Дону.
Это было в 1906 году. Не хватало средств на жизнь и лечение жены. Нужно было найти хоть какой-нибудь заработок. Ему удается устроиться преподавателем чистописания в школу при церкви «Сурб Торос» (Федоровскую), затем он получает уроки чистописания в ремесленной школе персидских армян. Однажды совершенно случайно Агаджанян знакомится с художником Акимом Ованесовым. И они с женой часто ходят в гости к Ованесовым – Сусанне и Акиму. Жена Агаджаняна Анна продолжает болеть, состояние здоровья ухудшается и весной 1908 года она умирает. Степан остается один, от тяжелой депрессии его спасает преподавательская работа и творчество. По протекции Ованесова ему удается устроиться учителем рисования в гимназию Гогоева. Затем Ованесов знакомит его с художником Амаяком Арцатбаняном. Через некоторое время они помогли ему устроиться преподавателем в студию изящных искусств в Думском проезде, где оба работали. В 1919 году в Нахичевани усилиями сестер Шагинян, Мариэтты и Магдалины, была открыта школа имени Врубеля, где вместе с известными столичными художниками Агаджанян стал преподавать живопись.
В Ростове художник жил в Крепостном переулке в доме № 9. Квартира его находилась на втором этаже, куда надо было подниматься по деревянным ступенькам, затем по железной лестнице. Он занимал большую комнату с маленькой выгороженной спальней. Степан любил общество своих соседей и пользовался их уважением. Они часто его угощали, кипятили ему чай, приносили что-нибудь с базара. Однажды к одной из соседок зашла ее племянница Леля. Она была светлой шатенкой, с правильными чертами лица и томным взглядом. Степан сумел уговорить Лелю позировать ему. Леля стала ходить к художнику каждый день. Видимо, у них установились чистые, дружеские отношения. Это чувствуется и в самом композиционном портрете «Думы». Это одно из лучших произведений, написанных художником в Ростове-на-Дону.
В 1956 году Мартирос Сергеевич Сарьян из Дома культуры Сальска Ростовской области получил письмо такого содержания: «Прошу сообщить, где находится портрет «Думы» художника Агаджаняна». Письмо написал сын Лели, который работал директором Дома культуры. Ответили, что портрет хранится в картинной галерее Еревана.
Случай помог сохранить для потомков портрет-композицию «Думы».
Это произошло в тяжелый, голодный 1918 год. К этому времени Степан Агаджанян женился на новонахичеванской армянке Варсеник Арутюновне Айвазян, выпускнице Ростовского медицинского института. Однажды, вспоминала она, в ее отсутствие пришли покупатели, выбрали и унесли портрет «Думы», оставив взамен бутылку постного масла, кусок стирального мыла и 2 кг серой муки. Вернувшись, она застала мужа в таком состоянии, что решила во что бы то ни стало вернуть портрет. Несмотря на сильный мороз, на самой окраине Нахичевани она нашла и забрала портрет, предложив взамен другой. Когда Варсеник принесла обратно портрет-композицию «Думы», обрадовавшийся Степан сказал: «Я лишний раз убедился, что около меня находится человек искренний, который мои работы так же ценит и любит, как и я».
Несмотря на все материальные затруднения, 15 лет жизни в Ростове художник считал самыми плодотворными в творческом плане. Подтвердились слова Гете: «Лишь там, где обитают искренность, нужда и задушевность, обитает и творческая сила».
В ростовский период жизни художником написано много работ: портрет Сармакешевой, Мариэтты Шагинян, Якова Хачатряна, госпожи Хачатрян, портрет ростовского столяра, таганрогского рыбака, портрет Маруси и т. д.
В 1921 году С.М. Агаджанян переезжает на постоянное жительство в Армению, где были созданы все условия для национального возрождения, жизни и творчества людей искусства. Открылось художественное училище, где учил молодое поколение талантливейший художник Агаджанян. После долгих скитаний художник получил возможность жить на родине и творить для своего народа.
В 1939 году отмечалось сорокалетие художественной деятельности маститого художника, которому исполнилось 76 лет. В Ереване была организована большая персональная выставка произведений Агаджаняна. С большой торжественностью праздновался его юбилей, в связи с чем Президиум Верховного Совета Армянской ССР присвоил Агаджаняну почетное звание народного художника. После декады армянского искусства в Москве Агаджанян был награжден орденом Красного Знамени.
В 1940 году, 13 декабря, художника не стало, и его кисть перестала творить.
В 1951 году в Москве в Доме культуры Армении была организована посмертная выставка работ художника С.М. Агаджаняна. Здесь вы видите некоторые отзывы о выставке произведений Агаджаняна.
Светлана Хачикян
Отзывы о художнике

«Всегда и всюду художественные творения уважаемого, выдающегося художника Степана Меликсетовича Агаджаняна были с нами и будут жить в наших сердцах. В особенности у земляков-шушинцев»…
Подпись 17/VI-1951 г.


«Поражены талантом художника, его умением показать характер человека в портрете. У таких портретов, как портрет «Думы» и некоторые другие, надолго останавливаешься»…
Студ. Соболева и студ. Гуфорин. 23/VI -1951 г.


«Глубокий след в моей жизни оставил дорогой С.М. Агаджанян как педагог, человек и художник. Его имя известно далеко за пределами нашего Союза. Мастерство художника-живописца высоко ценили и ценят подлинные знатоки искусства во Франции, в Париже, где учился великий художник Армении»…
Быв. уч. С.М. Агаджаняна по шк. им. Врубеля в Нахичевани-на-Дону в 1920–21 г. -Б. Миневрин. 20/VI-51 г.


«Самое главное впечатление от работ Агаджаняна – это стремление художника вникнуть в мир человека. В большинстве случаев у него живые, настоящие люди, почти всегда озабоченные какой-то глубокой думой о чем-то важном. Видно, что художник любил человека. Человека мысли, труда. Уходим с выставки глубоко задумчивыми».
Науч. сотр. ВЗИ. Подпись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *