nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Победа нашего народа в Великой Отечественной войне — триумф невиданной силы жизни над смертью. Советский солдат отмерил кирзовым сапогом Россию и половину Европы, освобождая народы от фашизма. И в честь героев павших и живых 24 июня 1945 года на Красной площади состоялся первый послевоенный парад, когда к Кремлевской стене с презрением были брошены поверженные вражеские знамена. Но какой ценой была завоевана эта победа? Сколько горя и боли принесла она в каждую семью, невозможно рассказать словами, и семья моего прадеда Бориса Нагапетовича Чубарова, у которого было три сына и две дочери, не стала исключением. Старший, Арутюн, окончил семилетку. В 1936 году был призван в армию на службу, которая проходила в пограничном отряде на Кавказе. Среднему, Нагапету, учеба в школе давалась легко. Окончив ее на отлично, отслужил в армии, учителя пророчили ему блестящее будущее. Младший, Яков, окончил школу перед войной. Казалось, жизнь только налаживалась, но началась война. И три сына Бориса Нагапетовича, как и весь наш народ, встали на защиту родины. Братья служили на разных фронтах и о службе друг друга узнавали по переписке. Арутюн в звании лейтенанта воевал на Западном фронте, командовал минометной батареей 907-го стрелкового полка 244-й стрелковой дивизии. Со своей батареей он беспощадно бил врага. А бой в октябре 1941 года для него стал последним, его тяжело контузило и парализовало обе ноги. Из наградного листа лейтенанта А.Б.Чубарова к ордену Красной Звезды: «Будучи на фронте, в октябре 1941 года в районе г. Ельни огнем своего подразделения уничтожил до роты солдат противника, оставаясь на позиции минометной батареи, прямым попаданием уничтожил две автомашины с пехотой противника и 6 автомашин с грузами. Имеет одно ранение и одну тяжелую контузию, вследствие которых обе ноги совершенно парализованы. Достоин правительственной награды ордена Красной Звезды. 2 августа 1944 года».

Нагапет служил на 2-м Прибалтийском фронте, бил врага под Сталинградом, за что был награжден медалью «За оборону Сталинграда». В декабре 1943 года переписка с ним прервалась, а вскоре в его родительский дом постучался почтальон с письмом «Пропал без вести».
Якову тоже досталось на фронте с лихвой, но, к счастью, серьезных ранений у него не было, судьба его пощадила.
Послевоенная жизнь внесла коррективы в судьбы братьев. Арутюн встал на костыли, выучился на часового мастера и находил разгадку ко всем часовым механизмам, сделав себе имя отличного часовщика. Он женился и жил в Краснодаре, так как ему больше подходил здешний климат. Арутюн любил свою родню и раз в год в свой отпуск приезжал в Чалтырь навестить родных. А для нашей семьи он был дорогим гостем и даже тогда, когда моего деда не стало. Дед мой никогда меня не держал на руках, не водил в сад, не встречал со школы, его я знаю только по фотографиям и рассказам старших. Поэтому к двоюродным дедушкам я относился как к родным. Помню, когда дед Арутюн заезжал к нам во двор, аккуратно выходил из своего ухоженного «москвича», садился на стул или в кресло, отставив костыли, протягивал руки, и мы подходили к нему, он обнимал нас, и его лучистые глаза искрились. Своих детей у него не было, а мы были внуками его родного брата, может, поэтому он нас так любил?!
Когда мой дед Яков создал семью и у него родился первенец, он хотел назвать его именем пропавшего без вести брата. И хотя после войны прошло пять лет, мать ждала сына и в надежде сказала: «Может, вернется?».

Дед мой трудился в сфере потребкооперации, был очень ответственным и трудолюбивым человеком. Может, поэтому он поднялся по карьерной лестнице от ревизора до главного бухгалтера райпо? Вне работы он разводил пчел, у него был ухоженный виноградник. По рассказам бабушки, дружил с турником и гирями, тренируясь каждое утро, а на майские праздники был в числе тех, кто боролся за приз «Бычья голова», часто становясь его обладателем. Талантливый и способный, не зная нотной грамоты, в 40 лет он научился играть на довольно сложном инструменте — кларнете. Об этом я нечаянно узнал от старейшего музыканта нашего района Асватура Саркисовича Даглдияна, который по просьбе деда преподал ему два урока музыки. Годы шли, казалось, у Якова Борисовича было все — семья, хорошая должность, дети, хозяйство, даже стал востребованным музыкантом, но одна мысль не давала ему покоя: «Найти бы могилу брата…». Он писал в разные инстанции. Я видел ответы на его письма. А в 1968 году его усилия увенчались успехом. На его запрос пришел ответ, что брат погиб, защищая город Торопец Калининской области. Узнав точное место захоронения, дед с братом, мамой и сестрами поехали на его могилу, чтобы отдать дань памяти. Мать была рада, что нашла сына, слезы застилали ее глаза. Она увидела высокий ухоженный памятник с пятиконечной звездой, на котором в ряд были высечены имена и фамилии героев — чьих-то сыновей. В этом ряду было имя и ее сына — старшего сержанта Нагапета Чубаряна. Родные с представителями военкомата возложили цветы к подножию стелы, дед поблагодарил местную власть за то, что они чтут память солдат, ценой жизни которых завоеван мир на земле.
Яков ЧУБАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *