Знаете, возможно мне повезло в жизни, так как, благодаря Богу, родителям, друзьям, судьбе и своему кругозору мне приходилось бывать в различной среде, в среде разных народов. Имел возможность изучать, наблюдать… Да и образование вполне хорошее для этого. Так уж случилось, что у меня их три: востоковедческое, психологическое и консерваторское. Востоковедение помогает мне разбираться в истории и миграциях народонаселения, психология – изучать этнопсихотипы людей, консерваторское – знать музыкальное искусство народов. Так вот, как психолог, скажу вам прямо и откровенно, что любая фобия – это отклонение от психической нормы. Нет здоровых фобий. И если кто-то говорит о некой «армянской исламофобии», а армянин поддерживает его, то этот армянин мало того, что сам, мягко говоря, с головой не дружит и нуждается в психотерапевтическом лечении, так еще и всех остальных армян делает психически нездоровыми.
Кто называет армян исламофобами? Недруги. А недруги это кто? Правильно, восточные соседи армян. Обратите внимание, об армянской исламофобии вы не услышите от перса, турка или представителя кавказских мусульманских народов. Об армянской исламофобии говорит только Баку. То есть культивирует такое настроение по миру именно Баку. Почему это делается? Ну, ответ здесь простой: прежде всего натравить, столкнуть лбами армян с мусульманами, вывести проблему вокруг Нагорного Карабаха из разряда армяно-азербайджанского конфликта в армяно-ислам-ский конфликт. К счастью, это не удается сделать недругам. И не удается по трем причинам:
1. Первое, это то, что у Азербайджана имеются свои проблемы с рядом мусульманских народов и главным образом с автохтонами современной Республики Азербайджан – лезгинами, аварцами и талышами. В самом Азербайджне делают вид, что с ними все в порядке. Но в реальности правительство Азербайджана прикладывает максимум усилия для ассимиляции этих народов в тюркскую среду. Так же «прихватизируются» и следы культур этих народов. Только за пределами Азербайджана автохтоны-кавказцы и талыши могут вздохнуть спокойно и сказать все, что там творится и что они думают об уничтожении родной культуры. Сами простые азербайджанцы эту проблему могут не замечать. Но лезгины и другие не только замечают, но и испытывают боль от происходящих событий. Так что лезгин и талышей Азербайджан уж точно не убедит в том, что армяне – исламофобы. Да и кому говорить об исламофобии в целом, но не Азербайджану. Девушки в мини-юбках, гей бары, запрет хиджаба и т. д. – все это в Баку. Неужели это нормы ислама? Конечно же нет! Талыши тоже вполне адекватный народ и не поведутся на антиармянскую пропаганду. Если бы у армян было плевательское отношение к талышам, то не было бы и Толиш Садо – организованная с помощью армян первая радиостанция на талышском языке для талышей.
2. Второе. По большей части азербайджанцы – это шииты. Отдельная ветвь в исламе. Большая часть мусульманских народов – сунниты. Я сейчас не буду объяснять разницу между суннитами и шиитами. Тема не об этом. Кому интересно, сами найдут и прочтут. Скажу лишь, что между суннитами и шиитами почти такая же разница, как между православными и баптистами. Лично я уважаю многие конфессии. Если человек достойно называет себя шиитом и хоть немного боится Аллаха, не делает дурных деяний, то этот шиит будет для меня, христианина, куда весомее, чем быдло, носящее крест. Крест – еще не показатель кротости христианина. Но так уж повелось, что для большинства правоверных мусульман-суннитов, порой, ближе христианин, чем родноверец шиит. И мусульмане понимают о чем я. Так что светско-шиитский Азербайджан еще должен очень постараться, чтобы убедить суннитов в армянской исламофобии. Во-первых и во-вторых, для шиитского Ирана куда ближе армяне, чем политика светского Азербайджана, прикрывающаяся под маской шиизма. У Азербайджана плохо получается играть с миром: с Ираном лобызаться под личиной шиитского братства, с мусульманским миром лобызаться под личиной ислама, стучать на Иран и на шиитов-мусульман, лобызаясь с Израилем, а потом стучать на шиитов, Израиль, мусульман в целом старшему брату Турции, лобызаясь с ней уже во имя пантюркизма. В исламе так не бывает. Ты либо свой, либо чужой.
3. Третья причина, и самая главная, так это то, что исторически сложились у армян прекрасные отношения с мусульманами в целом. Такие прекрасные отношения, что другим христианским народам можно только позавидовать в этом армянам. Причем, замечательные отношения у армян как с суннитами, так и с шиитами. И отношения эти складываются с доисламских времен, со времен аравийской джахилии. Это были и культурные связи, и дипломатические, и торговые… От этих связей у некоторых арабов остались армянские отпечатки в культуре. Например, хороводные танцы арабов Сирии, Ирака, Ливана… А в языке армян остались наименования арабских продуктов, которые армянские купцы завозили в Армению из арабских или семитских стран. Например, зейтун. Это слово у армян осталось со времен торговли и означает маслина. А название от арабского слова зейт – масло. Любопытно и другое. Вы не задумывались о том, что все народы мира, в том числе те же арабы, называют кофе одинаково? Разница только в транкрипции – кафе, кофе, кафа, куфа и т. д. Т. е. кофе на всех языках и есть кофе. Никак иначе. Но только армяне называют кофе иначе – сурдж. И это при том, что в Армении кофе никогда не культивировали. Откуда ж тогда взялся сурдж? Дело в том, что армяне значительно раньше европейцев ознакомились с этим напитком, плодом. Еще во втором веке до нашей эры армянские купцы добирались с караваном до Неджда, Хиджаза, Хадрамаута, Аксумского царства, закупали там пряности и кофе. В те времена южные аравийцы называли этот напиток сурж. Примечательно, что сами арабы уже давно сурж не называют суржем. Это классический арабский язык. Докоранический. Южноаравийский. Современные арабы называют напиток кахуа. Как и все другие народы. Само же кофе называют по имени родины этого напитка – провинции Каффа, что на территории Эфиопии. Жители же Хадрамаута, например (ныне территория Йемена), называли сурж. Современные арабы забыли уже это слово. Разве что в исторических хрониках арабских летописей можно встретить сурж. Но зато слово сохранили до наших дней армяне… Это небольшое отступление связано с тем, чтобы показать, что армяне имели точки соприкосновения с современными мусульманскими народами Ближнего Востока еще задолго до прихода в регион орд тюрок-сельджуков, которые нынче пытаются мутить кристально чистую воду армяно-мусульманских отношений.
4. Четвертая причина, и очень важная, когда стоило бы вспомнить, кто протянул первый руку помощи спасшимся армянам в годы геноцида армян в Османской Порте. Это были не христиане: немцы, англичане и т. д. Это были арабы. Тысячи армянских душ тогда спасли арабы Леванта, рискуя своими головами. Ведь они сами в те времена находились под игом Османов. Предки современных сирийцев, ливанцев, иорданцев и т. д. прятали спасшихся армян в погребах, зинданах, где угодно… Делились с ними последней чечевичной кашей и лепешками. По большей части это были небогатые арабские феллахи (крестьяне). Вот это истинные мусульмане. Среди них были как сунниты, так и шииты (алевиты). Благодаря им армянская диаспора Ближнего Востока самая мощная и влиятельная в мире. И более того, именно армяне Ближнего Востока, не побоюсь этого слова, сохранили и донесли до наших дней исключительную армянскость и в языке, и в традициях, и в фольклоре. Служат примером для всего остального спюрка. Чего не скажешь о некоторой другой половине диаспоры, одни из которых растворились в других народах, от других только фамилия армянская осталась, третьи обрусели, четвертые офранцузились, пятые окавказились.
В заключение хочу сказать, что армянская исламофобия не то что не существует, но и гроша ломаного не стоит. И армянам не следует клевать на эту утку, подкинутую соседями с востока. Они нагнетают обстановку, а некоторая наша молодежь, мягко говоря, не очень образованная (но таких слава богу мало), поддерживает эту провокацию со стороны Баку и начинает нелестно высказываться об исламе. А это как раз то, что и нужно правительству Азербайджана. Никогда не отождествляйте понятие ислам и пантюркизм, ислам и Азербайджан, ислам и Турция. Это разные понятия. Вы сами видите, что происходит в мире. О каком исламе может идти речь, если мусульманская Турция потворствует христианской Европе и занимается дестабилизацией на мусульманском Ближнем Востоке? Или, к примеру, мусульманская Турция закладывает своих же братьев-мусульман. Или мусульмано-шиитский Азербайджан, который предоставляет свои территории иудейскому Израилю для шпионажа «Моссада» над Ираном, мусульманами-шиитами, кстати говоря… Библия нас учит отделять зерна от плевел. В Евангелии сказано: «Выбирая плевелы (т. е. сорняк), не выдергивайте вместе с ними пшеницу». Так и вы, говоря о деяниях соседей тюрок, не говорите об исламе в целом. Не поддавайтесь на провокации!
Вадим АРУТЮНОВ
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»